Почем повезем?
logo

Темы номера

Почем повезем?

Нина ЖИГУНОВА, фото автора

55 и даже 57 рублей — не предел стоимости проезда в общественном транспорте Хабаровска, и уже в этом году она вырастет до 60 руб., уверены представители компаний, которые занимаются организацией пассажирских перевозок.

Своим видением ситуации коммерсанты поделились во время круглого стола на тему «Повышение стоимости проезда — прихоть или вынужденная необходимость», который собрал на площадке Общественной палаты Хабаровска руководителей компаний-перевозчиков, депутатов городской думы, общественников и неравнодушных горожан.

Говорящие цифры

Модератором выступила председатель комитета по городскому хозяйству и транспорту палаты Елена Шадуя, которая знает ситуацию изнутри, потому что сама занимается организацией перевозки пассажиров. Она отметила, что модель работы общественного транспорта в Хабаровске — самоокупаемость. Никакой поддержки от властей (исключение — муниципальное предприятие ГЭТ), поэтому выпадающие доходы — это проблема коммерсантов. Решение о повышении стоимости перевозчики принимают самостоятельно, исходя из своих экономических расчетов и показателей.

— Общественный транспорт — самая публичная сфера, потому что по закону перевозчики обязаны за 15 дней уведомить администрацию о повышении стоимости проезда, — объяснила она. — Никто больше заранее не предупреждает о повышении цены на товар или услугу.

Также Елена Шадуя привела ряд экономических показателей, подтверждающих значительный рост расходов перевозчиков, а следовательно снижение их доходов. Так, запасные части в 2022 году подорожали в 2,5 раза, в 2023-м и 2024-м — еще на 20—25 процентов. Этому способствовали санкции, изменение логистики, падение курса рубля. Дизтопливо в апреле 2022-го стоило 57,2 руб. за литр, в мае 2023-го — 65,6 руб., в ноябре 2024-го — уже 73,54 руб. И за последние три месяца подорожало еще на 3,5 процента.

— Эти цифры наглядно подтверждают, что себестоимость перевозки растет, а пассажиропоток при этом падает, так как люди пересаживаются на личный транспорт, — подчеркнула Елена Владимировна. — Есть понимание, что необходимы перемены, потому что иначе коммерческие перевозчики, для которых это прежде всего бизнес, не выживут.

Подъем — это неизбежность

Согласны с ней и представители крупных автотранспортных компаний. Руководитель группы компаний «Пять звезд» Иван Новиков подчеркнул, что для его предприятия подъем стоимости проезда — это неизбежность.

— Есть перевозчики, которые не обновляют автопарк и до сих пор ездят на машинах 2005—2008 годов выпуска, мы же постоянно покупаем новые автобусы. Сегодня все знают наши оранжевые машины, — сказал Иван Юрьевич. — Мы старались максимально сдерживать стоимость проезда за счет оптимизации, но на сегодня все резервы исчерпаны, при этом рост тарифа значительно ниже инфляции. Проблем добавляет дефицит кадров, потому что опытные водители уходят в отрасли, где зарплаты значительно больше, например, в дальнобойщики, там в месяц зарабатывают 500 тыс. руб.

С 1 февраля, по его словам, проблем добавит вступление в силу закона о запрете мигрантам работать на общественном транспорте. На его предприятии таких примерно 10 процентов, а значит, 1 февраля на линию выйдут не все автобусы. На пассажиров приходится перекладывать и часть налоговых расходов, так как крупные компании перешли на НДС с оборота, а это до 10 млн руб. в год, которые надо отдать государству.

Поддержал его и индивидуальный предприниматель Данил Артамонов.

— Мы ежедневно выпускаем на маршруты 90 машин, и стоимость проезда пока не повысили, но в ближайшие недели вынуждены будем это сделать, — заметил Данил Витальевич. — Лизинговые обязательства растут, налоги тоже. Наша задача — организовать перевозку пассажиров качественно и безопасно, но при этом получить прибыль. Нововведение, касающееся мигрантов, нас не затронет, потому что все водители местные, но чтобы их удержать, нам необходимо поднимать зарплату. Профессия водителя автобуса всегда была престижной, но, поддержать этот престиж сложно, так как доставщик на «Озоне» получает больше. У нас сегодня 100 человек водительского состава, не хватает 42, а если кто-то заболеет, то его график перекрыть некем, и автобус просто не выходит на маршрут. Пассажиры возмущаются, жалуются, но мы ничего не можем сделать. Раньше подготовкой водителей автобусов занимались муниципальные предприятия, сегодня все они обанкротились, водителей категории «Д» никто не готовит. Мы пытались сами их обучить, но из 30 выразивших желание учиться, работает только один. Мы первыми закупили автобусы на газовом топливе, они отработали уже по восемь лет и до сих пор не окупили себя, хотя за них мы платили по 8 млн руб., а сегодня покупаем по 18 млн руб. и понимаем, что это дорога в один конец.

Без поддержки не выжить

Кстати, ИП Артаманов первым ввел на своих автобусах правило оплаты на входе, что позволило избавиться от зайцев, повысить доходы и, что немаловажно, безопасность, так как водителю теперь не надо отвлекаться во время движения.

Отметили перевозчики и такую проблему, как пробки, из-за которых увеличивается продолжительность рейсов, а значит, их количество снижается, следовательно, падает выручка. При этом водитель день отработал и должен получить оплату в полном объеме. Нельзя забывать и о пассажирах, которые дольше стоят на остановках, раздражаются, злятся, опаздывают и весь свой негатив обрушивают все на того же водителя.

Выход, по мнению коммерсантов,— поддержка со стороны властей. Ведь отрасль пассажирских перевозок социальная и это ответственность государства. Пока же в Хабаровске субсидии получает только МУП «ГЭТ».

Как объяснила заместитель начальника управления транспорта, связи и работы с правоохранительными органами Ольга Симакова, согласно федеральному закону общественный транспорт в Хабаровске работает по регулируемому и нерегулируемому тарифам. На первом тарифе у нас троллейбусы и трамваи, проезд в которых сегодня стоит 37 руб. днем и 40 руб. после 20.00.

— Цена контракта на 2024-й составляла 560 млн руб., но городской бюджет выделил всего 283 млн руб. На этот год потребность 675 млн руб., заложено лишь 220 млн руб., — объяснила Ольга Симакова. — Коммерческие автобусы сами устанавливают стоимость проезда. Сегодня на разных маршрутах она 40, 45, 50 и 55 руб. По минимальной цене возят 8 процентов автобусов, по максимальной — каждый пятый и почти 50 процентов — по 50 руб. Перевозчики уведомляют нас о повышении стоимости, мы передаем информацию в УФАС для проверки обоснованности. За последние три года коммерсанты приобрели 168 новых автобусов почти на 1,5 млрд руб. И это в основном крупные компании. К сожалению, есть те, кто не обновляет подвижной состав, но при этом стоимость проезда повышает.

Одни покупают, другие поднимают

Заместитель мэра города по промышленности транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Андрей Горшенин тоже обратил внимание на тот факт, что организацией пассажирских перевозок в Хабаровске занимаются 33 компании и исходные данные у них разные.

— Одни согласно подписанному с мэром соглашению обновляют подвижной состав, а другие возят пассажиров на автобусах, которым уже по 20 лет. То есть кто-то вкладывает деньги, а кто-то только получает прибыль, — подчеркнул Андрей Владимирович. — При этом у нас масса жалоб на холодные и старые автобусы, стоимость проезда в которых при этом также поднимается. Это неправильно, и этой ситуацией необходимо заняться.

Члены Общественной палаты в свою очередь подняли вопрос практикуемой на многих маршрутах наличной оплаты или переводов на карту без выдачи билетов.

— Это же доходы, которые перевозчик не получает, потому что они оседают в кармане водителя или кондуктора, — заметил общественник Александр Головко.

Но, как оказалось, в автобусах ИП Артамонова такое невозможно, потому что там стоят счетчики учета пассажиров и все, как мы уже говорили, платят при входе.

В автобусах компании «Пять звезд», по словам руководителя, подобное встречается, и с этим идет борьба. Хорошо было бы, если бы и пассажиры не поддавались на такие уловки и требовали билет. К тому же в каждом автобусе есть номера телефонов, по которым можно позвонить и пожаловаться.

Проблемы на карандаш

круглый стол 1.JPG

Депутат думы Хабаровска, председатель городского совета ветеранов Павел Троценко передал вопрос от ветеранов, которые недоумевают, почему растет стоимость проезда в автобусах на газе, ведь цена на газ практически не меняется.  

Данила Артамонов объяснил, что обслуживание газовых двигателей значительно дороже, чем дизельных, да и сами эти автобусы стоят больше. И признался, что они менее выгодны коммерсантам, но зато экологически более привлекательны.

Перевозчики в свою очередь подняли такую проблему, как безбилетный проезд. Увы, но наказать или оштрафовать зайца сегодня нельзя, потому что до сих пор на краевом уровне не приняты необходимые законы.

Это замечание на карандаш взяли городские депутаты, которые пообещали заняться решением вопроса вместе с краевыми коллегами.

Представитель жителей города Игорь Чекан предложил сократить расходы горожан на проезд в автобусах введением проездных билетов или возможности по одному билету в течение полутора часов проехать на разных маршрутах. У перевозчиков такое предложение вызвало сомнения, так как компаний много и как делить расходы, непонятно.

Итогом откровенного разговора стало решение создать рабочую группу, в которую обязательно включить представителей автотранспортных предприятий, депутатов и общественников, чтобы коллегиально определить пути выхода из ситуации. В том числе проработать маршрутную сеть, может быть, сократить дублирующие маршруты и продлить нерентабельные, предложить меры воздействия на тех, кто не обновляет подвижной состав, а также подумать, какие механизмы государственной поддержки помогут коммерсантам перевозить пассажиров качественно, безопасно и не в ущерб себе.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)