Темы номера
Хабаровск с нетерпением ждет открытия второй очереди «Броско» на Пионерской, где разместится водный комплекс и множество других, не менее интересных объектов. О его создании и особенностях мы попросили рассказать исполнительного директора компании Ксению Руденко.
Ставка на качество
Чтобы понять, что же такое «Броско Волна», надо как минимум ответить на несколько вопросов. Во-первых, в чем эксклюзивность данного комплекса? Второе — экономика — то есть как он строился, за счет чего? Следующая составляющая — это люди, реализующие невероятный по масштабности и задумкам проект. Как подбирались кадры, подрядчики, партнеры? Ну и последнее — перспектива, то есть как это все будет выглядеть, когда заработает, и что должно быть в итоге?
— Ксения Эдуардовна, расскажите, пожалуйста, как все начиналось?
— К разработке концепции водного комплекса приступили еще пять лет назад, когда запустили первую очередь ТРК «Броско Молл». Проект действительно эксклюзивный, потому что в поисках решений мы объездили практически всю страну, побывали в лучших водно-оздоровительных комплексах Китая и Кореи, изучали самые передовые мировые практики. И нам хотелось создать такой комплекс, который отличался бы от других своими особенными фишками, чем и будет интересен людям.
Для этого посетили современнейший новый аквапарк в Нижнем Новгороде, уникальные термы в Сочи, и, конечно же, перенимали опыт у отельеров таких известных брендов, как «Рэдиссон» и «Марриотт».
И форма, и содержание
В процессе подготовки вдруг стало очевидно, что понятие аквапарка у всех очень разное. А еще то, что проект должен быть и экономически рентабельным, и удовлетворять требования абсолютного большинства наших гостей, что, поверьте, очень непросто. Водно-развлекательный комплекс — достаточно дорогая история за счет затрат на электричество, водоснабжение и других коммунальных расходов.
При этом для нас важно создать такую точку притяжения, которая соответствовала бы ожиданиям людей. В первую очередь они должны увидеть классическую концепцию, потому что если спросить наших жителей, что такое аквапарк, то у всех в голове возникают, естественно, горки.
— Какое решение было найдено, в чем его уникальность?
— Весь водный комплекс у нас занимает три этажа, порядка 16 тыс. кв. м. При этом первый уровень посвящен взаимодействию только детей, там располагается зона с аттракционами для малышей от нуля до 7 лет. Отдельная площадка для ребят до 14 лет, а также две экстремальные горки, две большие петли для тех, кто хочет более ярких эмоций. Нам изначально важно было поставить те аттракционы, которые пользуются большей популярностью, и те, которые, по статистике, вообще интересны людям.
Поэтому на первом этаже все обустроено для отдыха детей и их родителей. Например, предусмотрены большие бассейны и джакузи для мам, которые следят за своими малышами. Отдельно будет сухая зона, потому что не всегда дети могут плавать и купаться. Так, если мама захочет пойти на какие-то процедуры, то она может оставить здесь своего ребенка под присмотром. Рядом располагается зона питания для детей, где они могут попить или перекусить. Предполагается проведение различных мероприятий, всевозможных программ для малышей и их мам. Очень надеемся, что здесь жизнь будет бурлить и кипеть.
На второй этаж и выше разрешен допуск детей от 14 лет. Там расположен большой плавательный бассейн с красивыми видовыми характеристиками, есть бани, соляная комната и дополнительные зоны отдыха. Всего в комплексе 13 бассейнов и порядка 14 разных саун и парных. Особое место занимают массажные кабинеты, которые в свою очередь делятся на два вида: с сухим классическим массажем и скрабингом. Предполагается некий парк аттракционов в формате водного комплекса, то есть каждая площадка будет заполнять ваше время и давать возможность реализовать те или иные планы.
Например, есть женская зона отдыха, где предусмотрены обтирания грязью, медом, глиной. В ходе процедур планируем рассказывать про природу края. То есть почему именно сегодня в той или иной бане дышим какими-либо ароматами трав и растений Дальнего Востока, а в парной используется именно этот веник. Нашей целью было создать место, где буквально с рождения формируется культура посещения водно-оздоровительного комплекса, закладываются основы здорового образа жизни и активного семейного отдыха. Потом дети, когда вырастут, будут с удовольствием посещать и верхние этажи.
Так, на крыше, на четвертом уровне, у нас находится большой плавательный бассейн с подогревом, который планируем открывать ранней весной, ведь в Хабаровске шикарное солнце. Вы можете плавать, отдыхать около бара, заказывать себе коктейли, проводить время. Мы обязательно будем это пространство насыщать разными мероприятиями. Плюс ко всему на крыше появится большой парк с дальневосточными деревьями и кустарниками. Гости смогут любоваться и цветением багульника, и красками осени. Мы постараемся, чтобы у нас всегда что-то цвело и создавало хорошее настроение. Хочется, чтобы это место, как и весь ВРК «Броско Волна», стало яркой точкой притяжения, ради которой люди готовы ехать в Хабаровск.
— Но приезжих надо где-то размещать. Индустрия гостеприимства предполагает комплексный подход?
— Да, конечно, для гостей нашего города построен четырехзвездочный гостиничный комплекс, где будут номера от категории стандарт до апартаментов класса люкс, а также бизнес-пространства и конференц-залы. Ведь наша задача — это и организация семейного отдыха, и развитие бизнес-туризма.
С открытием «Броско Волны» начнут работать два ресторана, которые будут соответствовать абсолютно любому поводу посещения: первый — ресторан семейного формата, с широким ассортиментом блюд и напитков любимой всеми средиземноморской кухни. Гости смогут наблюдать за их приготовлением. Решение второго ресторана погрузит посетителей в атмосферу объединения культуры коренных народов края и известных азиатских блюд, предполагается слияние роскоши и аутентики, истинного азиатского гостеприимства и русской заботы. Витражные окна на набережную Амура и панораму города, уютные террасы, заботливый сервис и изобилие блюд в меню — это только малая часть того, что ждет хабаровчан и гостей города в ресторанах комплекса.
По словам вице-мэра, первого заместителя мэра города по экономическим вопросам Игоря Михайловского, «Броско Волна» является одним из крупнейших инвестиционных проектов на территории Хабаровска. Также к ним следует отнести строительство ТЭЦ-4, горнолыжного комплекса «Хехцир», территорий для отдыха и развлечений, реконструкцию тепломагистралей, строительство газонаполнительных станций и другие. По предварительным расчетам, в экономику и социальную сферу Хабаровска в этом году будет привлечено 136 млрд. руб. инвестиций.
Нам хотелось в Хабаровск привлечь все самое лучшее: от идей до специалистов. Надеемся, что удастся реализовать эту идею и в фитнес-клубе. Проект предполагает не только создание современной, с высоким сервисом территории с тренажерами и плавательным бассейном, но и предоставление услуг массажа, в том числе и лечебного, для чего планируем получить медицинскую лицензию.
Вообще, чтобы запустить такой масштабный проект, необходимо задействовать около тысячи самых разных специалистов, и это без учета бизнес-направления, которое тоже будет представлено в новом комплексе. Всего же предполагается открыть порядка трех тысяч рабочих мест.
— И тут остро встает проблема кадров. Как вы ее решаете?
— Мы понимаем, что переманивать сотрудников или забирать из каких-то других смежных областей — это не тот путь, по которому можем идти. Поэтому свое внимание обратили на молодежь. В первую очередь организовали работу с техникумами. Например, недавно бренд-шеф-повар нашего ресторана в одном из средних специальных учебных заведений города провел презентацию и рассказал ребятам о проекте. В результате мы получили 47 заявок от желающих работать у нас. Пока они учатся, а потом в результате конкурса, где могут участвовать даже непрофессионалы, мы отберем к себе в команду лучших специалистов.
И это классно, потому что зачастую молодежь, которая учится в Хабаровске, видит свое будущее только в переезде в другие регионы: в Москву, Санкт-Петербург или даже Владивосток. Мы же говорим: «Ребята, посмотрите, у нас есть интересный проект, классные топ-менеджеры, с которыми вы уже сегодня можете начать общаться, работать, говорить, и это для вас новая возможность получить опыт, а дальше искать себя в разных направлениях».
Что касается управленцев, то, на мой взгляд, их лучше растить внутри команды. Правда, есть исключения. Например, генерального менеджера отеля пригласили из Екатеринбурга. Кого-то позвали из Владивостока. Так многие ведущие специалисты с семьями переехали в Хабаровск. Проект сложный, работы много, и поэтому хочется, чтобы люди, которые приходят к нам, понимали, что для нас они важны на всех направлениях.
— Не страшно было начинать такой грандиозный проект, все риски просчитаны? В чем секрет успеха?
— Если честно, то сегодня написать бизнес-план, спрогнозировать бюджет или сделать некую стратегическую сессию на пять лет вперед фактически невозможно — всегда есть вероятность, что столкнешься с непредсказуемыми внешними или внутренними факторами. Поэтому мы изначально просто планировали сделать хороший качественный продукт. У нас трудится отличная команда, которая признана лучшим отделом маркетинга и маркетинговой стратегии в России, а наш торговый центр вошел в число лидеров по финансовым показателям.
Важна любая мелочь
А если честно, то никакого особого секрета такого успеха вообще нет. Он заключается лишь в том, что если вы испечете вкусный хлеб, сошьете красивое платье или построите качественный дом, то это все будет неплохо продаваться. Собственники, инвесторы, доверившие нам этот проект, в результате должны получить продукт самого высокого уровня, и мы делаем для этого все возможное.
— Что мешает, тормозит процесс? Что хотелось бы изменить?
— К сожалению, приходится сталкиваться с моментами, которые от нас не зависят. Например, когда мы открывали первую очередь, то общественный транспорт Хабаровска ходил до восьми часов вечера, а ТРК «Броско Молл» работал до десяти. Таким образом, три тысячи сотрудников просто не могли уехать домой после работы. Вторая проблема — недостаточное количество маршрутов и качественных автобусов. Ведь какой бы уникальный объект мы ни построили, как бы ни расширяли прилегающую территорию, но без помощи города, без развития дорожной инфраструктуры он не будет полноценно функционировать. Поэтому со своей стороны для удобства гостей и сотрудников мы планируем переоборудовать существующие остановочные комплексы, сделать их удобнее и комфортнее.
— Много ли приезжих сотрудников, специалистов из других городов?
— В большинстве своем кадры, которые сегодня задействованы в проекте, — это дальневосточники. Их уровень подготовленности, образования, желание работать полностью соответствуют поставленным задачам. Например, основные проектировщики комплекса находятся в Санкт-Петербурге, а с отдельными направлениями им помогают ребята из краевой столицы. Они здесь, на месте, адаптируют изменения, которые происходят в ходе реализации проекта. Кроме того, у нас работают дизайнерские группы из Владивостока и Хабаровска.
Что касается непосредственно строительства, то его осуществляла турецкая компания Unique Construction. Этот же генподрядчик и сейчас выполняет все внутренние работы. Привлекаем и других специалистов. Не поверите, но мы нашли просто виртуозов в работе с обоями. От того, как они их клеят в отеле, получаешь огромное эстетическое удовольствие. Я считаю, что когда работаешь с профессионалами, самородками, то испытываешь от этого невероятные ощущения...
— Отдельно стоит сказать о технической составляющей. Ведь в условиях импортозамещения наверняка возникли сложности?
— Изначально мы выбрали лучшее оборудование мировых брендов. Например, термальные кабины к нам приехали из Европы, что-то успели закупить до санкций. Сейчас же многие направления перевели на аналоги, заменили тем, что производится в России. Имея возможность сравнить с оригиналами, понимаем, что наши предприятия буквально за два года достигли того уровня, к которому на Западе шли несколько десятилетий.
Сейчас практически все смонтировано, идут внутренние отделочные работы. Предполагаем, что комплекс уже в августе примет первых гостей. Поверьте, для меня, наверное, это самый сложный этап. Потому что я видела, как все начиналось, как возводилось здание, как оно наполнялось системами, обрастало подробностями, мечтала о том времени, когда все заработает, загорится свет, заиграет музыка. И чем ближе этот момент, тем больше опасений, что ожидания жителей города в чем-то не будут соответствовать тому, что делаем мы, ведь каждый из них рисует свою картинку.
И знаете, я могу сказать точно, что конечный результат не совпадет даже с моим представлением о «Броско Волне». Поэтому каждый в нашей команде просто делает свое дело настолько хорошо, насколько мы это можем, а где-то даже лучше, чем кто-либо.