Подрастают наши зайцы
logo

Темы номера

Подрастают наши зайцы

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Закон о штрафе за принудительную высадку из общественного транспорта безбилетных пассажиров в возрасте до 16 лет может подтолкнуть подростков не тратиться на проезд вовсе.

Зачем платить, если все равно не высадят?

Право имею?

— Сейчас смотри, как надо, — учит свою подругу мальчишка лет десяти с громадным рюкзаком. — А у нас нет за проезд, везите так!

Кондуктор трамвая явно скрипит зубами (под маской не видно), разворачивается и уходит. Малышня радостно хохочет — отлично устроились! Через пару дней другой хабаровский школьник на выходе из автобуса кладет водителю два рубля и выходит, бросив: «И этого хватит, мне по закону положено». Думаю, не только мне довелось после принятия закона о запрете на высадку детей из транспорта наблюдать подобные картины.

Обсудить за круглым столом, как сказался новый закон на работе общественного транспорта мы пригласили представителей перевозчиков, профильного ведомства администрации, юриста и председателя городского совета отцов.

— Несколько раз уже сталкивалась на разных маршрутах с тем, что дети восприняли этот закон как право на бесплатный проезд. Не породит ли он волну безбилетников, уверенных в своей безнаказанности?

— Это уже существует, — уверен Виктор Лягущенко, председатель совета отцов г. Хабаровска. — У детей сейчас позиция, что им все должны, у них нет авторитетов. Лозунги про то, что дети ― цветы жизни и наше будущее, уже не актуальны. Они давно уже не цветы, мы упустили их. И тут надо перевозчикам грамотно себя повести, чтобы не породить конфликт и самим не оказаться виноватыми. Например, перенять опыт Москвы, где в транспорт не войдешь, если не оплатил.

— Да, это правильное предложение, но услугу на улице не оплачивают, для этого надо зайти в салон, — объясняет Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков» г. Хабаровска. — И когда кондуктор станет высаживать юного безбилетника, это уже будет нарушением. Пытались много раз внедрить оплату на входе, что исключило бы такие ситуации, но люди болезненно к этому относятся.

— И их можно понять, — поддерживает Анатолий Тимошенко, начальник отдела управления промышленности, транспорта, связи администрации г. Хабаровска. — Утром в час пик как это будет выглядеть? Начнутся нарекания на задержку, и совершенно справедливые нарекания. Раньше в правилах пассажирских перевозок было регламентировано, что пассажир обязан оплатить проезд в течение остановки. Сейчас этого нет.

Сократить время расчета на входе мог бы поголовный переход на безналичную оплату. Хабаровск в числе пионеров по внедрению автоматизированного расчета в транспорте. Но и тут есть возражение — заставить всех пользоваться картами опять же не позволит закон. У граждан должно быть право выбора: наличка или безнал. В Москве сильнейшей мотивацией перехода пассажиров на карты стала разница в оплате: по безналу совершить поездку выходит практически в полтора раза дешевле.

С 7 марта 2021 года в России начали действовать изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, по которым перевозчикам запретили высаживать безбилетных несовершеннолетних пассажиров. Если ребенок едет вместе со взрослым, тогда могут высадить обоих. Кроме того, несовершеннолетнего пассажира без билета могут не пустить в автобус. Правила действуют для городского транспорта и междугороднего пассажирского транспорта.
Не докатиться бы до суда

— В Хабаровске были единичные случаи, когда высаживали детей из транспорта, и каждый разбирался тщательнейшим образом, — говорит Анатолий Тимошенко. — Виновники наказывались, например, когда водитель отнял у девочки шапку, его уволили и было возбуждено уголовное дело. Со всеми экипажами проводили работу, чтобы не повторилось подобного и относились терпимее к подросткам. Всякое может случиться: забыли деньги, заигрались и потратили — это же дети. Но сегодня у перевозчиков тревога, что они начнут повально кататься бесплатно. А по статистике практически 30 процентов пассажиров — до 16 лет. Что произойдет с предприятиями, думаю, не надо гадать. Льготники в свое время разорили муниципальных перевозчиков. Надо прорабатывать вопрос, как будут поддерживать предпринимателей.

— Для детей это нормально, мои постоянно пешком домой идут, потому что потратились, — соглашается Иван Новиков, представитель компании «Пять звезд». — Считаю, надо сделать «Карту школьника», которую будет оплачивать регион. Речь в законе не о бесплатном проезде, а о том, чтобы не высаживали. Если вдруг явление примет массовый характер, а это не исключается, мы будем действовать следующим образом: вызывать законного представителя безбилетника, администрацию и полицию, составлять акт. На это уйдет много времени, а в итоге мы получим 30 руб. Сегодня нет штрафов за безбилетный проезд. Надеемся, что его введет краевое правительство, собираемся обратиться с этим предложением.

Нравственной стороной вопроса должны заниматься семья и школа. Детям необходимо объяснить, что это не экономия на проезде, а банальная кража у водителя, у других пассажиров, — если подростки будут кататься бесплатно, перевозчикам придется поднять стоимость проезда.

За принудительную высадку водителю грозит штраф в 5 тыс. руб., а для должностного лица — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.


— Не исключено, что часть взрослых настраивает своих детей не платить, но они должны понять, что на них перевозчик может подать в суд, — говорит юрист Евгений Шмаков. — Пока будет идти разбирательство, ехать на место вызова полиция, автобус стоит, водитель теряет заработок, плюс упущенная выгода. Все эти траты и судебные издержки лягут на виновника. В данном случае на родителей юного безбилетника. В законе говорится не о бесплатном проезде, а о том, что не имеют права принудительно высаживать.   

Вряд ли взрослые готовы отпрашиваться с работы, чтобы объясняться с участковым, а потом краснеть перед судьей. Чтобы не доводить до такого, стоит уже сегодня объяснить своим чадам, что проезд в транспорте — обычная услуга, за которую обязательно надо платить. Рассчитываемся же мы в магазинах, кино и на аттракционах — никто без денег нас туда не пустит.

По итогам круглого стола договорились усилить информационную и воспитательную работу и обратиться в краевое правительство с предложением регламентировать расчет в автобусах при входе.

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)