Темы номера
Закон о штрафе за принудительную высадку из общественного транспорта безбилетных пассажиров в возрасте до 16 лет может подтолкнуть подростков не тратиться на проезд вовсе.
Зачем платить, если все равно не высадят?
Право имею?
— Сейчас смотри, как надо, — учит свою подругу мальчишка лет десяти с громадным рюкзаком. — А у нас нет за проезд, везите так!
Кондуктор трамвая явно скрипит зубами (под маской не видно), разворачивается и уходит. Малышня радостно хохочет — отлично устроились! Через пару дней другой хабаровский школьник на выходе из автобуса кладет водителю два рубля и выходит, бросив: «И этого хватит, мне по закону положено». Думаю, не только мне довелось после принятия закона о запрете на высадку детей из транспорта наблюдать подобные картины.
Обсудить за круглым столом, как сказался новый закон на работе общественного транспорта мы пригласили представителей перевозчиков, профильного ведомства администрации, юриста и председателя городского совета отцов.
— Несколько раз уже сталкивалась на разных маршрутах с тем, что дети восприняли этот закон как право на бесплатный проезд. Не породит ли он волну безбилетников, уверенных в своей безнаказанности?
— Это уже существует, — уверен Виктор Лягущенко, председатель совета отцов г. Хабаровска. — У детей сейчас позиция, что им все должны, у них нет авторитетов. Лозунги про то, что дети ― цветы жизни и наше будущее, уже не актуальны. Они давно уже не цветы, мы упустили их. И тут надо перевозчикам грамотно себя повести, чтобы не породить конфликт и самим не оказаться виноватыми. Например, перенять опыт Москвы, где в транспорт не войдешь, если не оплатил.
— Да, это правильное предложение, но услугу на улице не оплачивают, для этого надо зайти в салон, — объясняет Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков» г. Хабаровска. — И когда кондуктор станет высаживать юного безбилетника, это уже будет нарушением. Пытались много раз внедрить оплату на входе, что исключило бы такие ситуации, но люди болезненно к этому относятся.
— И их можно понять, — поддерживает Анатолий Тимошенко, начальник отдела управления промышленности, транспорта, связи администрации г. Хабаровска. — Утром в час пик как это будет выглядеть? Начнутся нарекания на задержку, и совершенно справедливые нарекания. Раньше в правилах пассажирских перевозок было регламентировано, что пассажир обязан оплатить проезд в течение остановки. Сейчас этого нет.
Сократить время расчета на входе мог бы поголовный переход на безналичную оплату. Хабаровск в числе пионеров по внедрению автоматизированного расчета в транспорте. Но и тут есть возражение — заставить всех пользоваться картами опять же не позволит закон. У граждан должно быть право выбора: наличка или безнал. В Москве сильнейшей мотивацией перехода пассажиров на карты стала разница в оплате: по безналу совершить поездку выходит практически в полтора раза дешевле.
— В Хабаровске были единичные случаи, когда высаживали детей из транспорта, и каждый разбирался тщательнейшим образом, — говорит Анатолий Тимошенко. — Виновники наказывались, например, когда водитель отнял у девочки шапку, его уволили и было возбуждено уголовное дело. Со всеми экипажами проводили работу, чтобы не повторилось подобного и относились терпимее к подросткам. Всякое может случиться: забыли деньги, заигрались и потратили — это же дети. Но сегодня у перевозчиков тревога, что они начнут повально кататься бесплатно. А по статистике практически 30 процентов пассажиров — до 16 лет. Что произойдет с предприятиями, думаю, не надо гадать. Льготники в свое время разорили муниципальных перевозчиков. Надо прорабатывать вопрос, как будут поддерживать предпринимателей.
— Для детей это нормально, мои постоянно пешком домой идут, потому что потратились, — соглашается Иван Новиков, представитель компании «Пять звезд». — Считаю, надо сделать «Карту школьника», которую будет оплачивать регион. Речь в законе не о бесплатном проезде, а о том, чтобы не высаживали. Если вдруг явление примет массовый характер, а это не исключается, мы будем действовать следующим образом: вызывать законного представителя безбилетника, администрацию и полицию, составлять акт. На это уйдет много времени, а в итоге мы получим 30 руб. Сегодня нет штрафов за безбилетный проезд. Надеемся, что его введет краевое правительство, собираемся обратиться с этим предложением.
Нравственной стороной вопроса должны заниматься семья и школа. Детям необходимо объяснить, что это не экономия на проезде, а банальная кража у водителя, у других пассажиров, — если подростки будут кататься бесплатно, перевозчикам придется поднять стоимость проезда.
За принудительную высадку водителю грозит штраф в 5 тыс. руб., а для должностного лица — от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
— Не исключено, что часть взрослых настраивает своих детей не платить, но они должны понять, что на них перевозчик может подать в суд, — говорит юрист Евгений Шмаков. — Пока будет идти разбирательство, ехать на место вызова полиция, автобус стоит, водитель теряет заработок, плюс упущенная выгода. Все эти траты и судебные издержки лягут на виновника. В данном случае на родителей юного безбилетника. В законе говорится не о бесплатном проезде, а о том, что не имеют права принудительно высаживать.
Вряд ли взрослые готовы отпрашиваться с работы, чтобы объясняться с участковым, а потом краснеть перед судьей. Чтобы не доводить до такого, стоит уже сегодня объяснить своим чадам, что проезд в транспорте — обычная услуга, за которую обязательно надо платить. Рассчитываемся же мы в магазинах, кино и на аттракционах — никто без денег нас туда не пустит.
По итогам круглого стола договорились усилить информационную и воспитательную работу и обратиться в краевое правительство с предложением регламентировать расчет в автобусах при входе.