Подруги в красных беретах
logo

Темы номера

Подруги в красных беретах

Екатерина БОРТНИКОВА, фото автора и из архива

Пока единственное «Граффити Победы», где изображены сразу две девушки-юнармейца, находится в Хабаровске.

Юнармия1.jpg

Его нарисовали в рамках всероссийской акции «Дорога памяти» прошедшим летом на стене, которая граничит со зданием штаба 11-й армии ВВС ПВО на пересечении улиц Ленина и Волочаевской. Граффити видно всем, кто проходит или проезжает мимо: легендарный советский летчик трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб смотрит со стены на мирный город, а рядом юные хабаровчанки Вика Грузинцева и Даша Цапок.

Девочки говорят, что, глядя на рисунок, они как будто путешествуют во времени и на самом деле отдают честь герою. И еще они гордятся тем, что именно их выбрали для граффити, и совсем не смущаются, а наоборот, чувствуют, что заслужили это.

Первые в рейтинге

— Почему именно Вика и Даша? Ответ простой: они прошли отбор по рейтингу, — говорит начальник муниципального штаба «Юнармии» Андрей Мухранов. — В нем учитываются все успехи кадетов: учебные, спортивные и общественные. За каждый вид деятельности можно заработать баллы, затем они суммируются, и выводится общий рейтинг. По городу Виктория и Дарья оказались лучшими вместе.

Обе учатся на 4 и 5 в школе № 76 им. А.А. Есягина, участвуют во всех конкурсах движения, побеждали в краевых соревнованиях по стрельбе «Меткий стрелок», в региональных соревнованиях по футболу среди девушек и даже имеют медали за участие в параде Победы: в 2019 и 2021 годах. В 2019-м они были самыми младшими участницами парада: девочки учились в 6-м классе, и в коробку их зачислили в виде исключения (участвовать можно было только с 8-го) за особые успехи. Уже тогда у них за плечами было несколько побед в военно-спортивных играх и блестящие характеристики. Сейчас Даша и вовсе стала девушкой-командиром юнармейского отряда своего класса, командиром военно-патриотического объединения «Дозор», имеет звание вице-сержанта и с гордостью носит значок «Юный защитник Отечества».

На граффити можно, а в институт?

Юнармия.jpg

— Я не думала над тем, почему мы активно участвуем в юнармейских мероприятиях, — рассказывает Вика.

— Нам просто интересно, — пожимает плечами Даша. — Я не знаю, какие еще могут быть причины? Когда мы учились в пятом классе, к нам в школу пришел Юрий Геннадьевич Ютволин и предложил всем желающим записаться в отряд. Нужно было разрешение родителей, и мама меня поддержала, хотя слегка удивилась, ведь в нашей семье военных нет. А я просто прониклась военной эстетикой: мне всегда нравилась строгая дисциплина и хотелось носить форму.

— А у меня папа военный, и он загорелся идеей поделиться таким образом со мной своим миром, — продолжает Вика. — Сначала мне было просто любопытно, а потом втянулась и уже без «Юнармии» не могу.

Первое же мероприятие произвело большое впечатление на девочек, которые учились тогда в пятом классе. Они давали присягу как настоящие военнослужащие, и хоть клятва, произносимая ими, отличалась от армейской, относятся девочки к ней очень серьезно.

— В ней есть слова, что мы «клянемся перед лицом товарищей» и должны «следовать традициям товарищеской взаимовыручки», — делится Вика. — Так вот, для нас это не просто слова. Именно в «Юнармии» мы стали настоящими подругами: все эти конкурсы, соревнования и поездки очень сильно сблизили нас и сплотили. И теперь как-то провиниться — это значит в первую очередь подвести подругу, своего товарища.

— Да, мы практически не расстаемся, — подтверждает Даша. — В этом и сложность: мы видимся в школе, на строевой, на сборах, на соревнованиях, в поездках… В общем, практически живем вместе. Это сложно — все время мириться с привычками друг друга, налаживать общение, но мы справляемся.

— Теперь мы почти сестры, — смеется Вика. — Когда форму надеваем, нас даже путают иногда. Надеемся, что и после школы не расстанемся и продолжим учиться вместе.

Обе девочки мечтают о карьере военнослужащих и вуз хотят выбрать соответствующий. Жалеют, правда, что учиться придется не в родном городе.

— В нашем пограничном институте нет набора девушек, — говорит Даша с сожалением. — В каком-то году был один, но потом что-то произошло, и его отменили. А нам очень хотелось бы туда поступить. Может, к моменту, когда мы закончим школу, что-то изменится.

— К тому же мы знакомы уже с тем, как там все устроено, — продолжает Вика за подругу. — Курсанты погранинститута ведут шефство над нами, потому что школа наша носит имя Александра Анатольевича Есягина, а он был подполковником УФСБ. И мы бы тоже очень хотели нести службу на границе.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)