Полюс роста Дальнего Востока
logo

Темы номера

Полюс роста Дальнего Востока

Мэр Хабаровска Сергей КРАВЧУК

Расположенный на берегу Амура Хабаровск — один из городов, где проходил «крещение» 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». У нас проводились всероссийские семинары, многочисленные встречи с руководителями городов, специалистами по самоуправлению, представителями общественности, науки. Жизнь шлифовала документ своей реальностью, вносились изменения в 290 законов и нормативных актов РФ.

Дорожим доверием людей

Сегодняшнее законодательство о самоуправлении позволило городу и в целом региону выстроить такую стратегию развития, которая дала бы возможность дальневосточникам почувствовать, что жизнь становится лучше. К примеру, главная цель краевой Стратегии социально-экономического развития заключается в том, чтобы превратить Хабаровский край в центральный полюс роста Дальнего Востока, лидирующий в области наращивания человеческого капитала, инновационной экономики, международной кооперации.

В краевую стратегию масштабно вписываются планы развития Хабаровска. Совпадение максимальное: по горизонту планирования (2030 год), по целям и миссии. Нами сформирована четкая и понятная людям позиция, которая заключается в повышении привлекательности краевого центра для человека и бизнеса, его индустриализации и выводе на ключевое место в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Масштабность решаемых задач прибавляет сил, укрепляет взаимопонимание с жителями, руководителями предприятий и организаций, представителями предпринимательского круга.

У нас, к примеру, сложились деловые, доверительные отношения с бизнесом. Когда пандемия стала выбивать из колеи малые и средние предприятия, администрация города вместе с предпринимателями разработала 15 инструментов муниципальной поддержки. Бизнес остался на плаву и даже сэкономил 600 млн рублей. Реальную помощь получил каждый четвертый предприниматель. Эта поддержка позволила сохранить темпы развития городского хозяйства. Мы практически выполнили основные городские задачи. Построили большой современный лицей в Волочаевском городке, ввели четыре детских сада, благоустроили пять скверов, за счет муниципальной грантовой поддержки отремонтировали 87 дворовых территорий. В рамках подпрограммы «Жилье для молодой семьи» обеспечили квартирами 198 хабаровских пар. А еще протянули водопровод в микрорайон Красная Речка. Благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в городе отремонтировано 56 участков общей протяженностью 46 км.

Год 2021-й будет непростым. Но при всей сложности городской бюджет, как и был, остается социально ориентированным. Как всегда, основные расходы будут направлены на поддержку и развитие образования, культуры, физкультуры и спорта, социальной работы с населением.

ТОС — родник добра

С земляками все решаем сообща. Недавно у нас был очень полезный, доверительный разговор с жителями ряда микрорайонов о создании и развитии территорий общественного самоуправления. Интереснейшая тема! ТОСы стали активно показывать себя в Хабаровске с начала текущего года. Границы первого такого общественного объединения провели в феврале и назвали «Максимум света». А сегодня в краевом центре уже создано 55 ТОСов.

Мы исходим из того, что территориальное общественное самоуправление — прекрасный механизм, с помощью которого жители, объединившись, могут в полной мере участвовать в делах, напрямую связанных с их повседневной жизнью. Сообща жители благоустраивают свои дома, улицы, детские площадки, озеленяют город. Новый импульс развитию инициативы дало упрощение процедуры создания организаций.

Для того чтобы ничего не сковывало инициативу снизу, упростили порядок организации ТОСов, сократили сроки их создания, постарались убрать всевозможные административные барьеры. Естественно, все обсудили с общественностью, утвердили на заседании городской думы. Порядок, действовавший с 2005 года, существенно изменен. Теперь инициативная группа при создании ТОС может составлять три и более человек вместо прежних десяти. Определили порядок и сроки согласования границ территорий их деятельности. Сокращены сроки регистрации уставов с 30 до 7 дней. Эти и другие значимые изменения всколыхнули активность хабаровчан. Нас поддержали городские депутаты и население.

Спрос на создание ТОСов у хабаровчан стремительно растет. Принято решение ежегодно выделять из муниципальной казны по 10 млн руб. на проведение городского конкурса проектов территориального общественного самоуправления. Задача у администрации города амбициозная: к 2025 году создать 500 ТОСов.

В работе по созданию территорий общественного самоуправления ощутима помощь местной науки. Не так давно у меня состоялась плодотворная встреча с учеными Дальневосточного института управления. Специалисты поделились любопытными результатами социологического опроса. Оказывается, у хабаровчан, проживающих в многоквартирных домах, очень высокий потенциал самоорганизации. Если эту энергию совместить с усилиями органов власти, можно сделать очень много хорошего для развития города.

Но есть в этой связи ряд условий. Если власть и бизнес довольно четко понимают свои полномочия, то общество сегодня разрозненно, люди не знают порой своих соседей, считает доктор социологических наук, профессор Николай Байков. Во весь рост встает задача найти лидера и сподвижников. Это ключевой центр самоорганизации, формирующийся снизу и по инициативе самих людей. Нам надо лелеять и подпитывать этот родничок, мотивировать и стимулировать участников.

Исследование института показало, что сегодня граждане чаще всего проявляют свою активность индивидуально. Людей предстоит убедить в том, что ТОС в современной России — наиболее успешная форма консолидации усилий граждан для решения городских проблем. Ученые убеждены: к 2025 году в краевом центре действительно можно организовать до 500 ТОСов и при этом реализовать социальных проектов на 500 млн руб.

Мы внимательно следим за опытом Новосибирска, где ТОСы давно и успешно работают, объединяются в ассоциации и даже создают юридические лица, чтобы получать федеральную поддержку. Местные ученые советуют Хабаровску тоже сделать такой шаг.

Добавим, что сегодня в крае зарегистрировано 888 ТОСов и их количество растет. В текущем году сумма грантов на проведение конкурсов проектов ТОС в регионе составит 100 млн руб.

Стратегия роста

Если говорить о состоянии и проблемах стратегического планирования в Хабаровске, разработкой документов администрация города начала заниматься за 10 лет до принятия федерального закона 172-ФЗ, с 2004 года. За основу брали зарубежный и отечественный опыт, привлекали аналитические и консалтинговые организации к разработке и корректировке стратегии на основе законодательства о государственном (муниципальном) заказе. Шестнадцатилетняя практика выявила как положительные моменты, так и недостатки. Это отсутствие системного подхода к стратегическому планированию, большое время для корректировки решений, кадровая проблема, исключение науки из процесса оценки и влияния на результаты, слабый учет местной специфики.

Проявилась и такая проблема: недостаточное внимание к разработке стратегии решения вопросов местного значения. А ведь в этом суть главных полномочий местного самоуправления. Мы пошли другим путем. Взяться за решение данной проблемы было поручено Общественной палате Хабаровска, созданной в июле текущего года как институт привлечения жителей к решению вопросов местного значения. Понадобился очень подробный анализ положения, на основе которого была разработана оптимальная модель участия граждан в самоуправлении. Семь комиссий Общественной палаты оценили ситуацию, а Центр стратегических разработок, сформированный в структуре палаты, собрал все правовые акты, которые и стали правовой и финансовой основой. Все это позволило увидеть не только проблемы, но и пути их решения.

Мы убедились, что переход к разработке новой модели участия населения в решении вопросов местного значения нецелесообразен и даже лишен смысла, если не провести модернизацию существующих систем решения вопросов местного значения, не привести их в соответствие с лучшими современными муниципальными практиками, а также приоритетами развития страны и национальными проектами. Словом, пришло время менять подходы к стратегированию в Хабаровске.

В чем их суть? Как уже отмечалось, администрация Хабаровска для стратегического планирования привлекала аналитические и консалтинговые организации. В соответствии с 44-м ФЗ выбор шел на конкурсной основе. В Новосибирске пошли по другому пути — создали структурное подразделение в администрации. Коллеги выиграли. Бюджет оплачивает услуги привлеченных экспертов и проведение социологических исследований, а саму стратегию разрабатывала администрация города. Это дало возможность максимально приблизить ее к запросам горожан, оперативно реагировать на изменения.

Найти лидера

Напомним, что в соответствии с 131-м ФЗ органы местного самоуправления вправе создавать автономные некоммерческие организации только в рамках развития межмуниципального сотрудничества. На этих принципах в городском округе «Город Хабаровск» думой было принято решение о порядке создания таких организаций. В стадии проработки проект по образованию автономной некоммерческой организации «Муниципальное агентство стратегического планирования». На нее мы возлагаем большие надежды. Вместе будем искать ответы на вопросы как двигаться и что делать для развития местного самоуправления. Рассчитываем на консолидацию усилий муниципального сообщества, региональных властей и межмуниципальных организаций в работе по развитию законодательства о местном самоуправлении, поиску новых, более эффективных форм взаимодействия на всех уровнях.

В положении об агентстве четко обозначены правовые основы стратегического планирования, полномочия органов местного самоуправления. Подходов существует много. В ДФО, к примеру, работает некоммерческая организация «Восточный центр государственного планирования», подведомственный Министерству РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Вывод напрашивается сам собой: создание муниципального агентства стратегического планирования и наделение его полномочиями по разработке и реализации документов стратегического планирования — такое решение было наиболее целесообразным и эффективным. Агентство становится, по сути, методологическим центром стратегического планирования для муниципальных образований края. И это оправданно, поскольку стратегическое планирование — наиболее сложная задача муниципального управления.

Дружить городами

Есть в сегодняшней практике самоуправления ключевые моменты. В стенограмме заседания Палаты городов - центров субъектов ОКМО от 7 декабря 2020 года говорится: «Совершенствование способов и форм многостороннего взаимодействия муниципалитетов становится одной из самых ключевых направлений государственной политики». В стенограмме отмечена важная роль, которую играют в этой работе именно межмуниципальные организации, накопившие большой опыт в сфере управления, развития межмуниципального сотрудничества, проработки проблем, с которыми сталкиваются местные власти.

Межмуниципальное сотрудничество является инструментом развития городских агломераций. В стране их около 40. Число населения в них настойчиво растет и в настоящее время уже превысило 73 миллиона человек. В крае формируются отдельные объединения, призванные решать задачи развития в рамках реализации комплексных госпрограмм. Пример — обеспечение инфраструктурой «дальневосточных гектаров». Складывается городская агломерация в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Цель — привести в нормативное состояние дорожную сеть.

Уже реализован крупный межмуниципальный проект. Это полигон на захоронение твердых бытовых отходов в районе имени Лазо. Мусор принимают не только из района имени Лазо, но и города Хабаровска и Хабаровского района. Еще один проект — Хабаровский завод строительной керамики на территории Хабаровского района.

Крупным межмуниципальным проектом может стать развитие острова Большой Уссурийский. В перспективе здесь видится центр международного, делового, транспортного, логистического и культурного притяжения. Это будущее. Роль агломераций чрезвычайно велика. От того, как будет выстроена их работа, от их управления и бюджетирования будет прямо зависеть развитие крупных городов.

Вся наша работа по развитию самоуправления наглядно показывает, что сознание жителей меняется, люди хотят быть не столько свидетелями добрых перемен, сколько их участниками.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)