Темы номера
В непростой ситуации предприятия «Городской электротранспорт» разбирались представители региональных и муниципальных властей, общественники.
Небольшая экскурсия по территории, производственным цехам троллейбусного депо стала показательной: пройдя мимо вереницы готовящихся к списанию железных старичков, уныло опустивших свои усы-токоприемники, участники предстоящего заседания — члены общественного совета при министерстве транспорта пришли к мнению, что большая часть машин сегодня в плачевном состоянии. А те, что на ходу, ремонтируются в обветшалых боксах на станках 1970-х и еще старше.
Работают на износе
— Более чем на 70% устарел не только троллейбусный, но и трамвайный парк, — подтвердил безрадостное впечатление активистов директор МУП г. Хабаровска «ГЭТ» Виктор Брайков. — Обновления требуют и помещения обоих депо, также необходимо провести капитальную реконструкцию большей части из 12 имеющихся у нас тяговых подстанций. На 98,7% изношены подвижные трамвайные пути, на 71% — контактные сети, у троллейбусов электролинии выработаны на 120%.
К тому же сейчас трамвайно-троллейбусное управление, у которого «ГЭТ» арендует все движимое и недвижимое имущество, по ряду причин не может завершить очередную процедуру банкротства и передать его муниципалитету.
— Пока не оформлено право собственности, мы не войдем ни в одну федеральную программу по развитию транспортной инфраструктуры. Не получится и на условиях софинансирования ремонтировать свои коммуникации, помещения, обновлять парк, — объяснил Виктор Викторович.
— Модернизацию предприятия горэлектротранспорта необходимо начинать сейчас, чтобы его вовсе не потерять — высказался член общественной палаты Хабаровского края Юрий Матвеев. — Уже недостаточно просто поддерживать «ГЭТ» на плаву какими-то разовыми дотациями, теперь требуется поставить на крепкие рельсы, разработав четкую программу развития, привлечь к этому все возможные источники финансирования.
Долг рассрочкой красен
Несмотря на сложности, МУП «ГЭТ» старается сохранить имеющуюся технику, оборудование и регулярно перевозит пассажиров.
— Мы, со своей стороны, оказываем всяческую поддержку и продолжим это делать, чтобы сохранить социально значимое для Хабаровска предприятие, — отметил начальник городского управления промышленности, транспорта, связи Владимир Ощановский. — На будущий год до 270 млн руб. увеличена сумма его финансирования по муниципальным контрактам, что позволит не только прочно держаться на колесах, но и несколько повысить заработную плату работникам. В 2023-м закуплено 13 импортозамещенных троллейбусов, из них 6 за счет бюджета города, на остальные 7 средства выделила федерация, в 2024-м приобретем еще 16 машин. Планируем обновить и трамвайный парк десятью единицами техники.
Кроме того, администрации города удалось урегулировать вопрос с возникшей задолженностью по налогам в размере 73 млн руб.
— При содействии депутатов Госдумы органами ФНС нам предоставлена рассрочка по платежам, — добавил Владимир Иосифович. — И город взял на себя обязательства, что в дальнейшем предприятие не задолжает ни копейки.
Автобусов меньше не станет
В ходе заседания подняли еще один животрепещущий вопрос, который касается отказа от автобусного парка и волнует часть трудового коллектива МУП «ГЭТ».
— Согласно указу президента и принятому законодательству, до 1 сентября 2024 года все муниципальные предприятия, организующие автобусные пассажирские перевозки, должны либо сменить форму собственности, либо отказаться от данного вида деятельности, — пояснил ситуацию Виктор Брайков. — Решено пойти по второму пути и лишиться четырех маршрутов — 1Л, 1С, 28 и 29П. Сразу отмечу, что на пассажирах это никак не отразится, автобусы ходить не перестанут. Перевозки по этим направлениям будут осуществлять частники, выигравшие конкурс. Что же касается 29 водителей, которые сейчас работают на данном автотранспорте, то им предложили переобучиться и пересесть на троллейбусы, трамваи либо устроиться в ремонтный цех.
Как отмечают на предприятии, паники среди людей нет, многие пока в раздумье. Возможно, кто-то вместе с техникой перейдет к частным перевозчикам, другие отправятся на заслуженный отдых, поскольку средний возраст водителей муниципальных автобусов 60 лет и старше.