Порядок наведет цифра
logo

Темы номера

Порядок наведет цифра

Елена ТИХОНОВА, фото автора

Кризис с нехваткой парковочных мест в краевой столице назрел давно. Еще бы! И если к ночи все как-то успокаивается, утром спальные районы пустеют, и железные кони везут своих хозяев на работу. Люди расходятся по офисам, а автомобили гроздьями висят вдоль дорог до самого вечера. 

Поздравляем, вы купили машину. Где она будет ночевать? Вопрос не праздный, если учесть, что частных гаражей в городе все меньше.

Удобнее всего оставлять ласточку у дома. Только это небезопасно. В свое время фары, оптику, а то и колеса умельцы снимали на раз, только держись. Сейчас стало поспокойнее, но не факт, что вам повезет.

Есть множество платных парковок прямо под открытым небом. Охранник в будке запишет вас в амбарную книгу и поклянется, что с вашим авто ничего не случится. Увы, юридически такие отношения не регулируются, а амбарная книга — вещь хлипкая.

Еще вариант — охраняемая платная стоянка. Тут за вашей ласточкой присмотрят. Есть отопление, вентиляция, видеонаблюдение, пожарная сигнализация. Можно оформить долгосрочную аренду. Но это дороговато.

Как разгрузить центр

Кто ж спорит, машина удобна, только это не барсетка, подмышку не возьмешь. Да и ездишь на ней час-два в день, остальное время авто где-то стоит. Где?

Если кто говорит, что вопрос у нас не решается, это неправда. В городе, где это возможно, расширяются дороги¸ а где невозможно — строятся парковочные карманы. А еще по своду правил градостроительства при строительстве жилья на каждые 100 квартир должно быть предусмотрено 50 постоянных парковочных мест плюс 25 временных. Хотя днем дворы не спасают — чужаков остановит шлагбаум.

— Машин все больше, и в центре постоянно возникают проблемы, — говорит Николай Жираков, завсектором по организации и управлению дорожным движением городского управления дорог и внешнего благоустройства. — Тут и полосу «А» не выделишь, и расширять дороги нет возможности. Один из вариантов решения вопроса — организация стоянок для дневной передержки авто. Водители, добравшись из районов до этой стоянки, смогут пересесть на общественный транспорт и тем самым разгрузить центр. Строительство многоуровневых парковок тоже может спасти положение.

Хотя как сказать. В городе таких «многоэтажек» несколько, однако они в течение дня стоят полупустые.

— У нас 132 парковочных места, оплата 140 руб. в сутки, пятый этаж 120 руб. — говорит Вадим, оператор-кассир многоуровневой парковки у железнодорожного вокзала (на фото). — Пятый дешевле, потому что с вещами тащиться трудно — многие оставляют машины на время отъезда. Обычная заполняемость — 60 процентов. Плотно занята парковка перед выходными, и совсем не найдешь места зимой. Кстати, можно заключить долгосрочный договор, это дешевле, чем платить посуточно.

Нужно только днем

Блюх 1.JPG

Примерно такая же картина в многоуровневой парковке на улице Блюхера, чуть ниже дендрария (на фото). Здесь место стоит 150 руб. в сутки, на месяц 4 тыс. руб. Основные клиенты местные жители. Зимой машины тут ночуют кучно, весной возвращаются к подъездам.

А вот у ТЦ «Броско Молл» заночевать не получится.

— Парковка работает только в рабочее время, — поясняет охранник Владимир. — Внутри можно стоять бесплатно в будни с 12.00 до 15.00. Уличная парковка тоже работает лишь до закрытия ТЦ.

Воспользоваться можно подземной стоянкой на «Энергомаше», где 300 мест. Там час бесплатно, потом деньги начинают капать, месяц стоит 6 тыс. руб.

На Центральном рынке есть заманка: кто купит товара в ТЦ на определенную сумму, может не платить за парковку. А так, конечно, дороговато. И каждые полчаса набегает сумма в 50 руб. Потому-то там всегда вдоль дороги брошены машины.

А вот где абсолютно бесплатно, это в ТЦ «Счастье». Но только с 9.30 до 21.00. Однако машины тут никто не охраняет и не несет за них ответственности.

Ставь не хочу возле «Самбери» или «Леруа Мерлен», там расчерчены места под открытым небом. Вообще-то на ночь бросать тут машины не разрешается, но кто-то из местных все равно оставляет.

— А мне что — гонять их, что ли? — разводит руками охранник одного из ТЦ Олег. — Заборов-то нет.

Не прижилась идея

Шерон.JPG

Но самая знатная парковка в самом центре, почти на перекрестке улиц Шеронова и Муравьева-Амурского (на фото). Ее строили-строили, но так и не достроили. И стоит она гнилым зубом, разрисованная окрестными молодыми дарованиями, которые за эти годы уже стали не такими молодыми.

Как бы то ни было, парковочных мест в городе достаточно, даже бесплатных. Только вот главная печаль — лень нашим людям пройти пару кварталов. Хочется, чтобы ласточка была в зоне видимости, а лучше стояла прямо впритык к родному офису или к месту назначения.

Впрочем, людей можно понять. Нужно заскочить ненадолго, как тут машину не приткнуть по-быстрому? В муниципалитете уважают желание горожан и думают, как сделать комфортно всем.

— Нами прорабатывалась возможность введения 100 частных парковок в квадрате улиц Ленина — Ленинградской — Серышева и набережной, — делится Николай Жираков. — Реализации помешал коронавирус, а теперь взлетели цены на оборудование. Но от планов не отказались.

— Помнится, лет 10 назад установили терминалы на улице Ленина, а женщины в оранжевых жилетах метались, пытаясь собрать плату с водителей. Только не прижилась идея. Где гарантия, что новый замысел будет удачней? — спрашиваю я.

— Терминалы в нашем климате оказались неработоспособными, — поясняет Николай Георгиевич. — Новая система будет совсем другой.

Скоро все узнаем

Вокзал.JPG

Известно, что большинство парковочных карманов заняты под стоянки машин, владельцы которых работают где-то рядом. Их можно понять, но нельзя простить, потому что они затрудняют жизнь другим горожанам.

Задача — превратить стоянки в кратковременные парковки. Человек приехал в магазин, банк, офис на 15—20 минут, а автомобиль поставить некуда. Бросает где попало, авось пронесет. А тут — раз! — и эвакуатор. Не пронесло. Теперь эти бедолаги будут спасены, потому что на короткое время можно встать бесплатно, потом включается счетчик. Тот же, кто хочет стоять здесь весь день, должен раскошелиться.

— Будут разработаны приложения, через которые можно отследить время парковки, — поясняет мой собеседник. — С помощью программного обеспечения возможно определить и место, и время, и произвести оплату без лишних хлопот. Более того: установивший приложение водитель сможет узнать, где именно сейчас есть свободное место. Все это увеличит пропускную способность улиц, оживит движение, облегчит жизнь горожанам.

Нарушения также будут фиксироваться посредством видеокамер, которые включатся в систему «Безопасный город». Все это давно уже не фантастика. Уже есть, например, приложение, по которому нарушители получают штрафы от ГИБДД. Кстати, и самокаты в городе тоже работают при помощи цифры.

Цены пока на стадии обсуждения. Но система льгот и скидок для инвалидов, пенсионеров и тех, кто проживает в доме возле платной парковки, обязательно будет предусмотрена.

— И когда это все свершится?

— Скоро. Вам первым все покажем и расскажем, — заверяет Николай Георгиевич.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)