Поштормили над идеями
logo

Темы номера

Поштормили над идеями

Илья АВЕРИН

Создание агломерации по американскому принципу, восстановление деградирующих промышленных территорий, строительство центров международного класса и даже создание монорельсовой дороги — эти и множество других идей прозвучало от участников стратегической сессии по вопросам социально-экономического развития.

А точнее, одного из треков мероприятия, который был посвящен пространственному развитию Хабаровска.

Нестандартное обсуждение

Главная.jpg

Организаторы решили отойти от привычных заседаний и прибегнули к более раскрепощенному формату — брейншторму. По окончании вступительной официальной части стулья в малом зале городской администрации составили в круг, открыли шторы, чтобы в помещение проникал естественный дневной свет. Модератор перед началом предложила участникам познакомиться друг с другом, рассказать об ожиданиях от встречи, а потом ответить на вопрос: «Что бы я сделал(а), если бы был(а) волшебником?»

Действительно, изменить обстановку вокруг куда проще, имея магические способности. Но мы не в сказке, а потому решать поставленные задачи придется привычным способом.

— Вы все профессионалы, генерируете идеи, и это замечательно. Но суть стратегической сессии в том, что иногда нужно немного оторваться, предложить что-то, на первый взгляд, нереальное, но вместе с тем реалистичное, — напутствовал участников заместитель главы Минвостокразвития РФ Марат Шамьюнов.

Стратегические направления

Тон дискуссии задал главный архитектор Хабаровского края Александр Селеменев, который и определил ключевые направления сессии. Прежде всего он обратил внимание на то, что в современном мире нельзя говорить о городе как о замкнутом пространстве в строго определенных границах.

— Любой столичный, региональный центр — агломерация, — отметил он. — Хабаровск пока не очень этому соответствует, он похож скорее на город, окруженный деревнями. Такое положение вещей необходимо преодолевать. Вокруг Хабаровска должны формироваться именно городские пространства, причем не по высотности, а по уровню благоустройства, комфортности и т.д.

При этом спикер добавил, что в самом городе нужно создавать так называемые подцентры в жилых районах, где будет работа и необходимая инфраструктура.

Эту мысль поддержал начальник управления архитектуры и градостроительства краевого минстроя Игорь Лавринович.

— У Хабаровска должно быть свое лицо: наличие парков, хороший транспорт, доступность, развитость прилегающих территорий — это как раз те сельские поселения, которые надо превратить в маленькие города с развитой инфраструктурой, где интересно жить, — сказал он. — Так и формируется агломерация, можно сказать, по американскому принципу, когда есть город — сити, а вокруг него фактически поселения частных домов. И тенденция к этому идет.

Следующий тематический пласт — ключевые территории под развитие. Их разделили на три блока: жилье, социальная сфера и производство.

— Мы видим деградирующие промышленные территории, — продолжил Александр Селеменев. — Сегодня они трансформируются в склады, торговые зоны, какое-то иное производство. Но все это происходит стихийно. Важно понимать, что без качественной, высокоорганизованной и хорошо оплачиваемой работы жизни в городе не будет. Поэтому развитие таких площадок, как завод им. Горького, «Энергомаш», «Дальдизель», предприятия в северной части, южный промузел — это отдельный производственный вопрос.

Третьим направлением сессии стали ключевые проекты.

— Один из таковых — речной фасад города, — рассказал Александр Иванович. — Он почти реализован, нет только центральной части от Уссурийского бульвара до «Броско Молла». И тут возникает вопрос: либо отдать эту территорию под жилье, либо сделать мегацентр мирового уровня. Для меня ответ очевиден: надо делать такой центр, соответствующий запрос имеется.

Среди других ключевых проектов спикер отметил освоение и развитие Большого Уссурийского острова, строительство горнолыжного комплекса «Хехцир», создание межвузовского кампуса, а также возведение конгрессно-выставочного центра.

— Правительство решило «примагнитить» к нам значимые мировые тренды: ШОС, БРИКС, WorldSkills, различные спортивные соревнования. Для этого необходимы площадки на перспективу, — заключил Александр Селеменев.

Участниками стратегической сессии, посвященной социально-экономическому развитию, в Хабаровске стали представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, институтов развития, ведущих организаций и корпораций края, а также руководители деловых и общественных объединений. Они проработали комплекс эффективных путей решения заявленной темы в рамках нескольких треков по определенным темам. Среди них инвестиционная деятельность края, сфера здравоохранения, развитие туризма и креативной индустрии, а также удержание и закрепление талантливой молодежи в регионе. По итогам мероприятия сформирован единый блок предложений, призванных способствовать эффективному развитию Хабаровска и Хабаровского края.
Глобальный взгляд

— Я хотел бы призвать для начала нащупать идею. Город Хабаровск в будущем — он какой? На что похож? — обратился к участникам Марат Шамьюнов. — Есть хабаровский стиль в оформлении фасадов, архитектуре, своя идентика. Но самое важное, что должно быть, причем это даже не я говорю, а Сергей Владимирович Кириенко: «Если вы не можете измерить свои задачи, лучше даже за них не беритесь». К примеру, зашла речь о реновации определенной зоны. Мы должны четко понимать, что она даст городу: какой ВВП, сколько рабочих мест, как повлияет на индекс городской среды. В противном случае это не имеет никакого значения.

— Мы похожим образом смотрим на развитие городов, когда идем от идеи через экономику, техническое описание к конкретному мастер-плану, — поддержал высказанный тезис исполнительный директор ВЭБ.РФ Тимур Бойтемиров. — При этом важно смотреть не только на ограничения, но и на возможности. Хабаровск обладает уникальными культурными, историческими, географическими особенностями, которые нужно учитывать.

— У вас потрясающее место, которое может стать такой же точкой притяжения, как Центральный парк в Нью-Йорке, — это Утес, — привел в качестве примера Марат Шамьюнов. — Там было кафе, не понимаю, почему оно сейчас закрыто. Еще мне сказали, что на площадке давали сеансы немого кино. Такая действительно суперфишка. Люди будут ехать, чтобы просто туда попасть, и при этом не надо ничего строить, нужно лишь организовать, сделать красиво и рассказать. А еще я всем говорю, что лучший аэропорт в России — хабаровский, мой самый любимый аэропорт. Есть вещи, которые на самом деле классные, они мирового уровня. И я бы очень хотел, чтобы мы в нашем общении выделили маленький блок, который посвящен быстрым, легким победам. Убрать рекламу с фасадов домов, сделать классный бренд-бук — это дорого?

Своим видением того, как в стратегическом плане может себя позиционировать Хабаровск, поделился и директор департамента развития городов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Илья Петрасов.

— Все знают, что Владивосток — очень динамичный город, где 24 часа в сутки что-то происходит, — привел он пример. — А в Хабаровске, условно говоря, в 7—8 часов вечера все успокаивается, наступает какая-то домашняя жизнь. Почему бы не использовать этот контраст? Хотите бурной, шумной деятельности — езжайте во Владивосток. Хабаровск же более спокойный, уютный: музеи, культура, природа. Так, может, здесь не конкурировать с Владивостоком, а дополнять друг друга? К примеру, есть Москва и Санкт-Петербург, все понимают, что они разные, но каждый хорош по-своему. Зачем перетягивать на себя одеяло? Пусть туристы едут и в Хабаровск, и во Владивосток. Как раз подобная кооперация может быть эффективной.

Амбициозные задачи

DSC_0213.JPG

Илья Петрасов также озвучил такой термин, как «полицентричное развитие». Он подразумевает, что при стратегическом планировании нельзя сосредотачиваться только на каком-то одном направлении. Все должно идти в комплексе.

— Для нас задача номер один сегодня — жилищное строительство, — сказал заместитель мэра Хабаровска, директор департамента архитектуры, строительства и землепользования Сергей Сергейчук. — Какие трудности при этом возникают и подлежат решению? На данный момент одна из насущных проблем — отсутствие инженерной, транспортной инфраструктуры. Есть генеральный план со сроком реализации до 2035 года, он предполагает радиальное направление развития. Мы проработали этот вопрос с минстроем, определено около полутора тысяч гектаров площадок — это северное, северо-восточное, восточное и юго-западное направления. Развивая данные территории, мы сразу же начинаем акцентировать внимание на полицентричности. Как сказал Александр Иванович, в каждом районе нужно создавать свои подцентры. И все это невозможно без инфраструктуры.

В качестве примера Сергей Сергейчук привел проект строительства канализационного коллектора от Красной Речки до центральной части города.

— Цена вопроса — 1 млрд руб. Для муниципалитета и субъекта средства неподъемные. Поэтому такие вопросы нужно решать с привлечением консолидированного бюджета, с участием федеральных средств, — объяснил он.

Говоря о транспортной инфраструктуре, с весьма амбициозной идеей выступил и.о. министра строительства края Олег Сутурин.

— Сколько бы мы ни строили дорог, увеличение количества личного транспорта на душу населения идет сопоставимыми темпами, — сказал он. — Метро в Хабаровске — проект практически не реализуемый, в том числе из-за дороговизны, рельефа, сетей. Но возможно строительство, скажем, монорельса, который соединил бы северную, восточную, южную части города. У людей появится возможность удобно добираться. Ведь многих отпугивает жилье в отдаленных районах как раз из-за отсутствия транспортной доступности.

При этом Олег Сутурин отметил, что реализация глобальных, масштабных проектов — дело небыстрое. А в качестве того, что можно воплотить в жизнь в краткосрочной перспективе, предложил развитие туристического потенциала города.

— Важно понимать, что глобальная стройка — это не самое главное, — резюмировал Марат Шамьюнов. — Нельзя перекопать весь Хабаровск и сделать его на 10 лет недоступным для людей. Как я уже сказал, важно внедрять какие-то простые вещи: каршеринг, единый билет, как в Москве, красивый и комфортный общественный транспорт. Мне нравится идея с электрическим, беспилотным транспортом. Это будущее, что-то такое без рамок, прорывное…

Что ж, пожалуй, подобные форматы обсуждения и ценны тем, что позволяют выйти за эти самые рамки, выдвигая смелые, иногда, казалось бы, даже нереальные инициативы. В том и лежит ключ к развитию. Самое время вернуться к началу нашего обзора и вспомнить слова все того же Марата Шамьюнова: «Суть стратегической сессии в том, что иногда нужно немного оторваться…»

— На повестке сессии целый ряд актуальных вопросов, которые способны изменить экономику, социально-культурный, пространственный образ Хабаровска, — обратился к участникам трека мэр краевого центра Сергей Кравчук. — По итогам VI Восточного экономического форума президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным дано поручение разработать планы развития дальневосточных городов. Основными приоритетами для нас сегодня являются повышение доступности жилья, развитие общественного транспорта и транспортной инфраструктуры, реализация программы по расселению ветхого, аварийного фонда, комплексное развитие территорий, привлечение частных инвестиций.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)