Темы номера
С осени мэрия объявила полномасштабную войну визуальному мусору на улицах города.
Поручение развернуть активную борьбу с нелегальной рекламой дал Сергей Кравчук. Задействовали всех: управляющие компании, предприятия благоустройства, комитеты по управлению районами, не остались в стороне полиция и общественность.
Резвый дебют
В Хабаровске действуют правила благоустройства, которые категорически не приемлют, чтобы муниципальная собственность превращалась в доску объявлений. А значит, размещение плакатов, афиш и листовок на фасадах зданий, автобусных остановках, деревьях, опорах освещения, дорожных знаках и так далее запрещено.
Для тех, кто не соблюдает это, решили прибегнуть к инновации — автодозвону. Комитеты по управлению районами уже предоставили межотраслевому информационно-аналитическому центру более тысячи номеров.
— Рейды по своим территориям они проводят минимум дважды в неделю, документируют все нарушения и подают акты с фото- и видеофиксацией в МИАЦ, — говорит начальник отдела городского управления административно-технического контроля (АТК) Владимир Шубич. — Пласт собранной информации велик. Поэтому когда человек говорит, что свой плакат он повесил лет пять назад, мы спокойно предъявляем ему фотографию и данные, по которым становится ясно, что реклама появилась недавно.
По указанному телефону беспрерывно беспокоят тех, кто предлагает свои услуги. Телефон разрывается каждые пять минут на протяжении пяти дней в неделю с 9 до 18 часов.
— Закон не запрещает проводить информирование граждан о правонарушениях таким способом, — отмечает Владимир Шубич. — Дело в том, что ликвидация нелегальных расклеек обходится муниципалитету недешево. Например, покрасить одну опору наружного освещения стоит 600 руб. Привести в порядок 1 кв. м фасада здания — 300 руб. Покраска двери — от 1 000 руб. Снять объявление с дерева обойдется в 59 руб.
В тестовом режиме система заработала в ноябре. В полную силу действует третий месяц.
— Сказать, что город стал намного чище, пока нельзя. Однако из тысячи зафиксированных номеров на регулярный автодозвон пожаловались всего три человека. О чем это говорит? О том, что люди осознают, что совершили незаконное действие. Бывают случаи, что вину признают, но тут же заявляют, что не помнят, где именно висит листовка, а значит, и снять ее не могут. Что ж, остается только одно — вспоминать!
Сейчас в арсенале программы 150 номеров. Получив звонок, человек, вероятнее всего, добавит назойливые цифры в черный список. Но на этом проблемы не закончатся — номера регулярно обновляются.
— Разумеется, если хабаровчанин уберет свою рекламу с забора, фасада и так далее и сообщит об этом в наше управление, его телефон снимут с автодозвона, — поясняет Владимир Ликандрович. — К нам обратились уже более 800 человек с просьбой объяснить, что требуется для прекращения звонков. Как итог — 400 из них уже убрали объявления.
Ничто человеческое не чуждо
В основном горожанам предлагаются услуги в сфере строительства и купли-продажи. Причем рекламодатели стараются работать на целевую аудиторию — у каждого района своя специфика.
— К примеру, на окраинах можно встретить плакаты, где рекламируются услуги по возведению беседок, заборов, установке шамбо, даже готовы вскопать всем желающим огород. Особенно много подобных листовок на деревьях и столбах. В центральной части Хабаровска преобладает реклама другого толка: обучение игре на гитаре, иностранным языкам и тому подобное, — говорит Владимир Шубич.
Но есть категория объявлений, в отношении которой администрация не принимает никаких мер административного воздействия.
— Касается это сообщений об оказании помощи наркозависимым людям, о содействии в восстановлении документов, предоставлении крова и питания. Мы прекрасно понимаем, что такие листовки рассчитаны на тех, у кого нет ни телевизора, ни радио, ни гаджета. А как еще они узнают, куда им обращаться? Поэтому мы их не трогаем. Также не ставятся на автодозвон расклейки о пропаже животных, людей.
Не понял? Плати
Кодексом об административных правонарушениях Хабаровского края за несоблюдение правил благоустройства предусмотрен штраф. В первый раз можно отделаться предупреждением или отдать от 1 500 до 3 500 руб. За повтор сумма увеличивается и составляет от 3 000 до 5 000 руб.
— У администрации города нет цели всех штрафовать. Важно, чтобы люди поняли — реклама должна быть легальной, а не загрязнять муниципальную собственность, — говорит Владимир Ликандрович. — За два месяца в отношении 42 человек все же составлены протоколы о привлечении к административной ответственности.
С осени удалось очистить Хабаровск от тысяч листовок, размещенных на фасадах зданий, опорах линий электропередач и тепловых сетях, трансформаторных подстанциях, деревьях и т.д.
— Горожане могут сообщать о фактах размещения незаконной рекламы в отделы благоустройства комитетов по управлению районами. Специалисты составят акты и зафиксируют нарушения. Если нелегальные листки появились на дверях и стенах подъездов, надо обратиться в управляющую компанию или ТСЖ. Пока наш город не очистится от визуального мусора, система «Автодозвон» будет работать.