Темы номера
Как привлечь квалифицированных специалистов на Дальний Восток, одновременно остановив отток молодежи? Какие профессии сегодня наиболее востребованы в макрорегионе и способна ли действующая система среднего специального и высшего образования закрыть имеющуюся потребность?
Ответы на эти и другие вопросы пытались найти участники дискуссионной площадки МедиаСаммита-2020 «Новая кадровая политика на Дальнем Востоке: как сформировать престиж профессий, необходимых для развития региона». В этом году мероприятие по понятным причинам проходит в режиме онлайн.
Вызов Азии
Дискуссия коснулась уже самого названия площадки, так как не все приглашенные эксперты оказались с ним согласны в полной мере.
— Какая «новая кадровая политика»? Нам бы со старой разобраться, — сказала управляющий партнер Азиатско-Тихоокеанской школы, эксперт АСИ Елена Новикова. — Главное, чтобы она отвечала вызовам времени. Сегодня необходимо расширить рамки мышления и понять, что в радиусе 2,5 часа полета живут очень много людей, которые в ближайшей перспективе будут конкурировать с нами за пространство жизнедеятельности. К сожалению, далеко не все осознают эти моменты. Вызов Азии нами еще не до конца принят, и готовности отвечать на него мы пока не формируем.
Также спикер высказала точку зрения, что такой достаточно приземленный вопрос, как кадровая политика, должен учитывать куда более высокие материи, а именно, цель жизни.
— На мой взгляд, она заключается в том, чтобы быть счастливым, — продолжила Елена Новикова. — Вне зависимости от того, что человек делает, он должен иметь возможность самореализоваться. И было бы неплохо, чтобы все механизмы, институты развития, которые есть на Дальнем Востоке, учитывали эти моменты.
Эксперт обратила внимание, что органам власти необходимо плотнее заниматься вопросами создания инфраструктуры, в том числе образовательной.
— Молодежь по-разному отвечает на вопрос: оставаться или уезжать, — сказала она. — Одни покидают регион, другие хотят тут жить. И здесь очень важна жизненная инфраструктура. Сегодня у родителей есть трудности в плане того, каким образом ребенку пойти в приличный детский сад, приличную школу, чтобы он там действительно развивался.
Бауманка против ДВФУ
Несколько иное мнение выразила проректор Дальневосточного федерального университета Елена Харисова.
— Хотят ли дети уехать с Дальнего Востока? Нет, не хотят, — отметила она. — Я это ответственно заявляю. Если они видят среду возможностей для реализации, увлеченных взрослых, которые желают быть на Дальнем Востоке, развивать его как точку экономического роста, то они остаются. У нас в прошлом году был случай, когда родители очень хотели, чтобы мальчишка отправился получать образование в Москву. Он уехал, поступил, но в итоге вернулся обратно, сказав, что намерен учиться в ДВФУ. И это очень ответственно, когда такие талантливые ребята поступают не в Бауманку, а выбирают нас.
При этом Елена Харисова отметила, что нынешняя система образования, которая выстроена для школьников и отчасти повторяется в университетах, уже не способна замотивировать к получению профессии.
— Мы уходим от такого просвещения, обзора каких-то специальностей или навыков к фактически профессиональным пробам, — объяснила она. — Причем делаем это в новых отраслях, которые еще не появились или только появляются на рынке. Хорошим примером является командно-инженерная олимпиада. У ребят огромный интерес к участию в подобных форматах, мероприятиях, где создаются избыточная среда возможностей, перспективы для реализации.
Престиж рабочих профессий
О том, как кадровая политика выстраивается в нашем регионе, участникам дискуссионной площадки рассказал первый проректор Хабаровского краевого института развития системы профессионального образования, общественный представитель АСИ Евгений Гузман.
— На уровне региона реализуется практика сбора кадровой потребности, в которой участвует огромное количество отраслевых работодателей, — сообщил он. — Мы моделируем ситуацию на основе специального программного комплекса, учитываем многие факторы, в том числе инвестиции, демографию и т.д. Одна из главных задач этой работы — сориентировать школьников на обучение по востребованным профессиям. Ежегодная кадровая потребность региона — 21 тысяча человек.
По словам спикера, это уже дает ощутимые результаты. Впервые за последние два года в Хабаровском крае число поступающих в колледжи и техникумы оказалось выше, чем в вузы. А по некоторым направлениям подготовки в среднепрофессиональных учебных заведениях конкурс и вовсе составляет 5—10 человек на место. Это говорит о том, что престиж рабочих специальностей растет.
— Также мы совместно с Агентством стратегических инициатив создаем проект под названием «Цифровая биржа компетенций», — продолжил Евгений Гузман. — Это сервис одного окна, куда работодатель может прийти с кадровой потребностью, а соискатель подтянуть свои компетенции до необходимого уровня и получить работу. Инициативу поддержало Министерство просвещения РФ. Мы выиграли федеральный грант и до конца года сформируем эту платформу. Приглашаем всех заинтересованных поучаствовать в процессе.
— У нас есть кадровый стандарт промышленного, экономического роста, — добавила руководитель Дальневосточного представительства АСИ Ольга Курилова. — Агентство собирает лучшие практики по стране, аккумулирует их, описывает и загружает на специальную платформу. Сейчас там около 200 практик. Вообще, сегодня правительство может дать много денег, придумать множество программ, что мы сейчас и видим. Вопрос в том, сумеет ли этим воспользоваться регион? Вся плоскость вопросов с кадрами лежит на каждом конкретном субъекте. Если региону надо, он это делает. И Хабаровский край нам показывает дельные практики, которые реализуются.
Три вопроса
Отдельный пласт дискуссии коснулся мотивации, благодаря которой люди приезжают и остаются на Дальнем Востоке. Что важнее: романтизация макрорегиона через продвижение, различные пиар-мероприятия, брендирование? Или все это бесполезное дело, главное — возможность заработать?
— На практике мало кто гонится за романтикой, — поделилась мнением начальник отдела по подбору персонала ООО «УК «Колмар» Юлия Земан. — Люди едут за деньгами. Как ни крути, ни рассказывай, насколько красива и богата природа, при трудоустройстве у соискателей возникают три основные вопроса: оплатите ли вы мне дорогу и на чем я буду добираться; где я буду жить и компенсирует ли мне это компания; сколько я буду получать. Ни разу у меня не спросили, как у вас ловится рыба или где можно поохотиться на медведя. Все гораздо прозаичнее, чем того хотелось бы. Миром правят деньги.