Предводители «крестовых походов»
logo

Темы номера

Предводители «крестовых походов»

Екатерина БОРТНИКОВА, фото автора

В какой школе ученикам предлагают решить Негритянский вопрос, готовят с ними излюбленные блюда викингов и учатся программировать прямо за партой?

В той, где работают молодые учителя. В лицее «Звездный» их 80 процентов.

— У нас действительно самый молодой педсостав, — говорит директор лицея Анна Смирнова. — Средний возраст — 31,1 года. Есть, конечно, мнение, что молодые учителя неопытны, и им сложно с учениками, но у нас я вижу только плюсы. Они придумывают такие интересные уроки, что вопрос о дисциплине встает очень редко, а их энергии хватает не только на учебный процесс, но и на участие и победы в конкурсах. Трое в этом году представляют школу на всероссийском конкурсе «Педагогический дебют — 2021».

Анжела Магденко, Федор Шудин и Сергей Тюменцев уже прошли заочный этап конкурса и в конце октября будут соревноваться с коллегами со всей страны за звание лучшего молодого педагога.

Коллоквиум — это другое

Анжела Александровна — учитель истории и обществознания. В прошлом году она уже участвовала в «Педагогическом дебюте» и привезла не только статус лауреата конкурса, но и любопытное наблюдение. На западе России коллоквиумы не принято проводить со школьниками. Мало того: если их устраивают, то совершенно в другой форме.

— Там почему-то считают, что коллоквиум — это, грубо говоря, только обсуждение научной литературы, — рассказывает Анжела Магденко. — Но это лишь половина процесса. Вторая часть такой формы проверки знаний — своеобразная деловая игра. И у нас это самые любимые контрольные, к которым мы с ребятами готовимся вместе.

Начинается все, разумеется, с учебника, тему изучают на базовом уровне. Затем по ней подбирается научная и научно-популярная литература. Сложные моменты ученики разбирают вместе с Анжелой Александровной. А после начинается самая интересная часть.

— Мы пытаемся представить историческое событие так, как будто являемся его участниками, — продолжает она. — Например, распределяемся с учениками по ролям и пытаемся вместе решить Негритянский вопрос на основе того, что изучили и прочитали в научных источниках. Так ребята понимают, почему в истории произошло именно так, а не иначе, а еще имеют возможность предложить оригинальные выходы из ситуации, если бы она складывалась в наши дни.

Таким же способом изучали и тему Крестовых походов.

— Вы бы видели удивление администрации школы, — со смехом вспоминает учительница. — «Почему у нас рыцари гуляют по школе?» — спрашивал каждый встречный педагог.

А еще подготовка к коллоквиумам — это отличная возможность проводить интегрированные уроки, когда учителя разных предметов объединяются и показывают, как применять на практике знания из различных областей.

Между трудом и историей

— У нас были уроки, когда мы создавали мужской костюм средневековой Новгородской республики, — рассказывает Федор Шудин. — На истории ребята изучали теорию, а на технологии воссоздавали одежду на практике. Попутно изучали и значение орнаментов, и то, как был устроен быт. Еще одно задание — создать модель деревни той эпохи. Таким же способом мы изучаем жизнь викингов: будем инсценировать скандинавский тинг (это что-то вроде вече) и уже воспроизвели популярное в источниках блюдо — куриные котлеты с творогом. Звучит странно, но мы пробовали, все в порядке.

Федор Сергеевич признается, что такие занятия проводит с удовольствием, ведь по основному образованию он учитель истории. Кроме того, интересуется реконструкцией и старается заразить своим увлечением учеников. Именно учителем истории он и пришел в «Звездный», но позже прошел переобучение и стал преподавать технологию. Говорит, что не жалеет.

— Все-таки история, обществознание — это такие предметы, где дети не сразу видят плоды своих усилий, — замечает он. — Что эта «пятерка» на контрольной? А когда они сами по проекту выпилили деталь — вот материальный предмет, результат стараний.

Командуйте гномом

Сергей Тюменцев тоже сторонник геймификации образования. Но на его уроках дети играют не только в деловые игры, но и компьютерные. Алгоритмизацию они изучают на специальном ПО, где герою-гному необходимо давать команды. А как только через компьютерную игру понимают, как они работают, начинают писать эти команды сами на языке программирования.

— В игру можно превратить вообще все, — говорит Сергей Константинович. — Даже контрольные. Для чего дети выучат урок лучше и без стресса: для теста на листочке или для «Своей игры»? Во время игры они начинают соревноваться, им хочется знать больше, быть лучше и не подводить товарищей по команде. Так что контрольные по информатике ученики любят.

Все трое учителей заявляют, что строгий учебный план не помеха им в проведении таких уроков.

— План диктует тему и набор тех знаний и навыков, которые мы должны дать детям, — продолжает учитель информатики. — Но то, каким способом мы будем это делать, решаем сами. Поэтому и выбираем самое интересное.