Темы номера
Раньше такой предмет в музее истории Хабаровска был один на всю коллекцию. Теперь их два: пару раритетному экспонату случайно купили… на Avito. Но насовсем в экспозицию не отдают. Почему? Что происходит? Кажется, пришла пора разобраться в загадочной ситуации.
— Вот прялок у нас, кстати, много, — рассказывает заведующая культурно-просветительским отделом городского музея Василина Мишоян. — А такая штука была единственной, красуется у нас в витрине с историческим костюмом. На нее всегда обращают внимание, но объяснить посетителям, особенно детям, что это и как используется, было очень сложно…
«Такая штука» — это швейка, родная сестра ручной прялки и бабушка современной швейной машинки. Но сначала о прялках.
Колеса-то не было!
Когда мы слышим это слово, то обычно понимающе киваем. Только вот в 99 процентах случаев представляем себе не ручную, а самопрялку с колесом и прочими атрибутами, характерными для мультика «Спящая красавица».
Ручная русская прялка выглядит вообще по-другому. А если точнее, то как будто красивую разделочную доску под прямым (а иногда не очень) углом соединили с узкой деревянной лопатой. «Лопата» называлась донцем, и на нее садилась пряха. А «разделочная доска» состояла из лопаски, куда крепилась кудель, и шейки (она же ножка), на которой все держалось. Чаще всего они были красивыми, резными и расписными. Говорят, почти все виды русской народной росписи по дереву пришли к нам именно от прялок!
А почему мы вам все это рассказываем? Да просто швейка выглядит почти так же, только вместо лопаски у нее круглое навершие с упругой подушечкой.
— Что внутри подушечки у моей швейки, не знаю: может быть, тканевые обрезки, — Василина показывает деревянное приобретение. — Решила не разматывать, не нарушать историческую целостность. Вообще я нашла ее на Avito: кто-то разбирал прадедушкин сарай и просто выставил на продажу все, что нашел. Я посмотрела и мгновенно поняла, что такой предмет мне очень нужен.
А юбочка зачем?
За хранительницу прошлого музейная сотрудница отдала 1 500 руб. А ведь вещь и правда уникальная. Во-первых, она «дочка» двух разных предметов: резная шейка-балясинка и расписное потемневшее донце с растительным узором явно достались ей от разных родителей. Во-вторых, кроме подушечки, у нее есть еще и тканевая юбочка.
— Зачем? Это для меня большая загадка, — улыбаясь, признается Василина. — Но я ничего не трогаю: путь будет как есть. Сейчас она моя верная спутница на музейных занятиях, когда я рассказываю о быте первых амурских переселенцев. Объясняю, как швея садилась на это донце, к подушечке булавками крепила кусок шитья, натягивала левой рукой, а правой работала. А еще наши гости могут ее потрогать!
Предложение очень заманчивое: как-никак девице из прошлого наверняка уже больше ста лет. Но совсем подарить раритет родному учреждению Василина не решается. А все потому, что она собирается… использовать швейку по прямому назначению, потому что сама по первому образованию вообще-то модельер-конструктор.
— Очень люблю шить и часто это делаю, — объясняет специалистка. — А это и правда очень удобный и функциональный предмет, который сильно облегчает процесс. И поэтому до сих пор актуальный!
В общем, если вы хотите увидеть своими глазами и потрогать своими руками настоящую русскую швейку, приходите в музей на экскурсию. А если что, ее легко сделать и самим. Давайте продолжать традицию.