Темы номера
Участие в программе повышения мобильности трудовых ресурсов помогает «Хабаровским авиалиниям» привлекать новых сотрудников.
Реализуется проект в 14 субъектах РФ, 11 из которых дальневосточные. Он предполагает материальную поддержку специалистов, решившихся на переезд к новому месту работы.
Только в полете
Многие выпускники высших и средних специальных учебных заведений в западных регионах страны сталкиваются с проблемой трудоустройства по специальности. Например, когда Павел Чудный, уроженец подмосковного Раменского, заканчивал в 2021 году Ульяновский институт гражданской авиации по специальности «пилот», он понимал, что с поиском работы будут сложности. Пассажирские перевозки в пандемию резко сократились. Без работы сидели пилоты с сотнями часов налета, шансы едва оперившегося летчика сесть за штурвал самолета были нулевыми. В надежде на лучшее Павел решил продолжить учебу и попал на курс компании S7, которая организовала подготовку молодых специалистов для работы на Airbus-320.
Через полгода интенсивной подготовки летчиков, в 2022 году, когда недружественные страны ввели санкции в отношении России, новые летные экипажи оказались не нужны.
— И тут я нахожу информацию о том, что есть вакансия пилота в «Хабаровских авиалиниях» с возможностью переподготовки и обучения на Ан-24 и Ан-26. При этом гарантировалась оплата переезда и единовременная материальная поддержка, — рассказывает Павел. — Это был просто идеальный вариант!
Теперь молодой летчик освоил новые маршруты и летает вторым пилотом во Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Нелькан. При этом у Павла уже 500 часов налета, из которых 250 набраны за несколько месяцев работы в «ХабАвиа».
Миллион на мелкие расходы
Как рассказали в комитете труда и занятости правительства Хабаровского края, участником программы мобильности может стать любое предприятие. Единственное исключение — государственные бюджетные учреждения. Алгоритм действий простой – надо подать заявку в комитет по труду с указанием количества необходимых специалистов и требований к их профессиональным навыкам.
На поддержку каждого привлекаемого сотрудника организация получает до миллиона рублей плюс 75 тысяч добавляет из своего бюджета. В какой форме эти деньги достанутся приезжему специалисту, зависит уже от предприятия, но существует четкий перечень возможных вариантов: от компенсации переезда, затрат на предоставление жилья, повышение квалификации до единовременной выплаты.
Привлекать сотрудников можно не только издалека. Так, на работу в «ХабАвиа» по «программе мобильности» приехали авиатехники из Приморского края и Амурской области. По пилотам потребность уже практически закрыта, а вот квалифицированных специалистов инженерно-авиационной службы не хватает. Всего в этом подразделении авиаперевозчика трудятся сейчас 115 человек, а нужно еще не менее 30.
— На Дальнем Востоке есть учреждения, которые готовят авиастроителей, — говорит заместитель генерального директора по инженерно-авиационному обеспечению «Хабаровских авиалиний» Александр Широков. — Но почти все выпускники авиационного профиля уже зарезервированы местным авиазаводом: учатся по целевым договорам и сразу идут туда работать. Кроме того, у нас несколько другая специфика — эксплуатация воздушных судов, а не авиастроение. Мы, конечно, всегда рады специалистам с опытом, но берем на работу и молодых ребят с базовым образованием и даем им возможность учиться дальше. Мы их сами готовим по типам воздушных судов — на Ан-24, Ан-26, L-410, недавно двоих сотрудников направили в Москву получать дополнительное образование.
Где родился, там не пригодился
Кстати, солидные подъемные и гарантированное дополнительное образование стали стимулом для переезда в Хабаровск из Приморья трех выпускников арсеньевского филиала Дальневосточного федерального университета по специальности «производство летательных аппаратов».
— Мы втроем учились, а затем устроились в «ХабАвиа», рассказывает Андрей Еременко, авиатехник по планеру и двигателям. — Нас привлекли как раз плюсы программы повышения мобильности. Мы получим одноразовую выплату, которую сможем потратить хоть на первый взнос на ипотеку, хоть на что. Мы заключили контракт, должны отработать определенное время.
Сейчас Андрей с друзьями каждый рабочий день готовит технику к вылетам. В основном рейсы выполняются утром, а к вечеру самолеты возвращаются. В промежутках между работой продолжается учеба. Недавно ребята освоили Ан-24, в ноябре начнется изучение L-410.
В 2023 году «Хабаровские авиалинии» получили сертификат программы повышения мобильности трудовых ресурсов на четырех человек и уже их трудоустроили. С учетом имеющейся потребности подали дополнительную заявку еще на двоих авиатехников, и Комитет по труду обещает ее удовлетворить — программа мобильности прошла корректировку, и такая возможность появилась. В следующем году Минтруд РФ выделил Хабаровскому краю квоту на привлечение 145 специалистов. Поэтому предприятиям, которые ищут профессионалов, не стоит медлить с подачей заявки.