Темы номера
В этом году делегация администрации Хабаровска приняла участие в Международном форуме «Технопром-2021» в Новосибирске.
Мероприятие проводится под эгидой Года науки и технологий и является ключевой площадкой в стране для организации диалога и обмена опытом между представителями научных кругов, бизнеса и государства. На мероприятии присутствовали представители Федерального проектного офиса, Аналитического центра при Правительстве РФ, других федеральных органов исполнительной власти.
О том, какого рода вопросы поднимались на форуме и что представил наш город, мы поговорили с заместителем начальника управления экономического развития администрации Еленой Гавриной.
Основной инструмент
— Елена Викторовна, как в целом оцениваете прошедшее мероприятие?
— Это действительно очень серьезная площадка: статус международного форума, более 10 тысяч участников говорят сами за себя. Что касается нашего представительства, то мы выступили на тематической секции с докладом о том, как в городе реализуются региональные проекты в контексте национальных. Крайне важная тема, так как сегодня именно этот инструмент является одним из основных при достижении главной цели — повышения уровня жизни людей. За кажущейся простотой этого определения стоит большая комплексная работа, и добиться успеха здесь можно только при слаженном взаимодействии всех уровней власти.
— 2019 год стал стартовым для реализации национальных проектов в краевом центре. Каких результатов мы добились за прошедшее время?
— Хабаровск принял участие в 13 региональных проектах по пяти национальным: «Образование», «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Культура». Общий объем финансирования по ним — 7,5 млрд руб., в том числе из местного бюджета — 1,1 млрд руб.
Так, благодаря совместной работе с правительством региона введены в эксплуатацию три новых детских сада на 650 мест. Маленькие хабаровчане в возрасте от трех до семи лет полностью обеспечены местами в детсадах. Дополнительно открыто 12 групп для детей от двух месяцев до трех лет. Общее количество таких групп в Хабаровске — 143.
1 сентября для восьмисот юных хабаровчан распахнула двери новая школа. Также по нацпроекту «Образование» ежегодно городские учреждения оснащаются современным оборудованием, педагоги проходят курсы повышения квалификации, 65 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет обеспечены сертификатом дополнительного образования.
Дома и дороги
— Большой проблемой для нашего города является ветхое жилье, хотя в последнее время видны положительные сдвиги.
— Что также стало возможным благодаря участию в региональном проекте «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» нацпроекта «Жилье и городская среда». В 2019 году Хабаровск впервые получил финансирование из вышестоящих бюджетов на расселение. За три года приобретено 186 квартир.
До сентября 2025 года планируется расселить 81 аварийный дом, где проживают более 1,7 тысячи человек. Всего в городе 744 многоквартирных дома, не отвечающих санитарным и техническим требованиям.
— Еще одна тема, которая волнует практически всех, — дороги.
— Участие в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» позволило отремонтировать 150 участков улично-дорожной сети общей протяженностью 140 км. Конечно, стремиться есть куда. На сегодня доля дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям, составляет в Хабаровске 57,8 процента. К 2024 году этот показатель должен достичь 85 процентов.
Есть нюансы
— Если говорить в целом, насколько эффективным оказался на деле инструмент нацпроектов?
— Участие в нацпроектах — это возможность решать актуальные для города задачи благодаря привлечению средств вышестоящих бюджетов. Только своими силами муниципалитет с ними не справился бы. В целом практика оказалась достаточно успешной. Тем не менее есть определенные нюансы, которые необходимо корректировать. И как раз одной из целей нашего участия в форуме «Технопром-2021» стало донесение этих моментов до федеральной власти.
— Что конкретно вы имеете в виду?
— Прежде всего речь идет о несогласованности федеральных и региональных проектов. Дальневосточный научный центр местного самоуправления провел комплексный анализ и сопоставил цели, задачи и мероприятия федеральных проектов с региональными проектами Хабаровского края. В результате выявлена системная проблема.
Поясню на примере. В региональном проекте «Жилье» Хабаровского края отсутствуют три из четырех задач федерального проекта. Так, приоритетным направлением деятельности администрации Хабаровска является увеличение темпов строительства жилья. Силами одних местных застройщиков не справиться, поэтому привлекаются компании из других регионов. И у строителей возникает вопрос: когда произойдет переход к прохождению административных процедур по принципу «одного окна»? Каким образом строительная сфера будет обеспечена квалифицированными кадрами? Сегодня пути решения этих задач ни в одной региональной программе Хабаровского края не обозначены.
Дело важное и нужное
— Что необходимо сделать, чтобы решить эту системную проблему?
— Законодательно урегулировать порядок взаимодействия государства и органов местного самоуправления. К сожалению, муниципалитеты на данный момент лишены возможности полноценно представлять и защищать интересы населения на уровне региональных органов управления. Практика показала, что участие муниципальных образований сводится лишь к реализации отдельных мероприятий, входящих в проект. Все это приводит к целому ряду проблем.
— Каких именно?
— Одной из них, к примеру, является объем софинансирования участия в региональных проектах. Для Хабаровска при соотношении предельного показателя софинансирования из краевого бюджета 98 процентов и муниципального — 2 процента на деле предлагается пропорция 88 на 12 процентов соответственно.
Хабаровску для достижения целевого показателя проекта «Дорожная сеть» в 85 процентов дорог, находящихся в нормативном состоянии к 2024 году, ежегодно необходимо более 3 млрд руб., по факту финансирование составляет 1,5 млрд руб.
Остро стоит проблема обновления парка общественного транспорта. В региональных программах финансирование на приобретение автобусов и электротранспорта не предусмотрено.
Городу также необходима реконструкция системы очистки сточных вод. Стоимость проекта более 10 млрд руб. Решить вопрос финансирования можно через нацпроект «Экология». Однако проблема в том, что его приоритетной задачей является сохранение озер Байкал и Телецкое, а также реки Волги. Другие водные объекты неоправданно забыты. Вопрос поднимался главой региона Михаилом Владимировичем Дегтяревым на уровне президента России. Владимир Владимирович Путин назвал эту инициативу «делом важным и нужным». Ожидаем положительного решения.
Ставка на туризм
— Планируется ли расширять участие Хабаровска в нацпроектах, в том числе входить в новые?
— Конечно. К примеру, наш город имеет хорошие перспективы для вхождения в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Здесь и строительство горнолыжного комплекса мирового уровня «Хехцир», и туристические возможности освоения острова Большой Уссурийский, и река Амур, и многое другое.
По нацпроекту «Культура» участвуем в конкурсном отборе по созданию в 2022 году модельной библиотеки. Планируем получить межбюджетные трансферты на строительство водопроводной сети в частном секторе по региональному проекту «Чистая вода». Примем участие в региональном проекте «Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами» нацпроекта «Экология» по закупке контейнеров для раздельного накопления ТКО и т.д.
Повторюсь, решить все вопросы местного значения без помощи из вышестоящих бюджетов невозможно. Поэтому мы продолжим двигаться в этом направлении. Также отмечу, что в рамках прошедшего форума обозначенные нами проблемы были услышаны высшими органами власти. Надеемся, что будут приняты соответствующие решения, которые позволят повысить эффективность совместной работы.