Продолжение следует
logo

Темы номера

Продолжение следует

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Суд снова отклонил претензии УФАС к краевому минсоцзащиты, касающиеся социальной транспортной карты (СТК). Но и это еще не ставит точки в долгих разбирательствах между ведомствами — в УФАС намерены подавать кассационную жалобу.

Суд.jpg

За то время, что длятся тяжбы, материалы дела по объему смогли переплюнуть сценарии любых, даже уж очень сильно мыльных опер. Документы в зал суда закатывали в магазинной тележке, заполненной пухлыми папками «с горкой».

Почему антимонопольщики не намерены сдаваться и что происходит с данным социальным проектом в крае? Давайте попробуем разобраться.

Карта есть, а льготы нет?

В общественном транспорте Хабаровска объявления о том, что социальные карты здесь не действуют, давно никого не удивляют. Да и мало кто пытается ими расплатиться — сделать это в большинстве автобусов невозможно. В электротранспорте такую услугу не оказывают вовсе.

Между тем программа запущена и работает. По крайней мере на этом настаивал в суде Максим Апенышев, начальник управления министерства социальной защиты Хабаровского края. Он сообщил уважаемым судьям и скептически настроенным оппонентам, что в регионе договор с оператором «Новое поколение» заключили уже 28 перевозчиков, и в Хабаровске по СТК можно прокатиться в четырех маршрутах компании ООО «Васильев».

— Администрация должна внести в условия конкурса на предоставление маршрутов пункт, что перевозчик обязан заключить договор на обслуживание по социальным транспортным картам, — переключает внимание суда на муниципалитет Максим Апенышев. — Наличие кондиционера они учитывают, а перевозки по СТК нет!

Представители администрации возражают: условия конкурса спущены сверху — прописаны Федеральным законом 220-ФЗ, где помимо кондиционера учитываются и другие блага цивилизации. А того, что краевое министерство захочет продвигать свой проект, там не предусмотрели.

— Конкурсы проводятся на пять лет, и затем договор продлевается, если нет нареканий к перевозчику, — объясняет Елена Минина, заместитель начальника юридического управления администрации Хабаровска. — Что-либо вносить самостоятельно в федеральный закон мы не имеем права.

Работа по-«Новому»

Слово снова берет УФАС и в который раз на суде подтверждает — ведомство настаивает на своей позиции: конкурс следует признать несостоявшимся, а предыдущее решение суда отменить. По мнению антимонопольщиков, при проведении процедуры были нарушены законы о защите конкуренции.

Его поддерживает представитель компании «ГПС» — фирма «пролетела» на конкурсе и считает несправедливым, что «Новому поколению» позволительно таким странным образом выстраивать работу. К слову, на это разбирательство краевой оператор не явился — не посчитал нужным в очередной раз отстаивать свою позицию.

— В условиях было указано, что не допускается внедрение нового оборудования, были прописаны четкие сроки, но «Новое поколение» ничего этого не соблюдает. Интеграцию в действующие в городе валидаторы они не делают, а предлагают свои терминалы, — возмущается Ирина Оспанова, заместитель директора «ГПС». — Если бы мы знали, что это будет возможно, тоже снизили бы процентную ставку и могли выиграть! И запускают они проект не за два месяца, как следовало сделать, а уже год это длится и до конца не внедрено. Перевозчики отказываются заключать это соглашение!

Желание — не закон

— Как-то же администрация внедрила систему безналичного расчета, смогла убедить перевозчиков, что она им нужна, — настаивает Апенышев. — Пусть и теперь им объяснит, что они обязаны возить льготников. Не хотят заключать договор — могут бесплатно перевозить!

— А что мы должны были сделать? — недоумевает Елена Минина. — Давить? Не имеем права. Объясняли, что есть такой краевой проект, приглашали на встречи представителей министерства.

Из 38 городских перевозчиков сотрудничать с «Новым поколением» согласился только один. И дело не в сознательности — у него еще есть краевые маршруты, на которых он сильно зависит от правительства. Хабаровские транспортники считают, что их права на ведение предпринимательской деятельности нарушены. Получать еще одно оборудование специально для социальных карт, по их мнению, означает обречь кондуктора и водителя на муки. К тому же валидаторы, которые предлагает «Новое поколение», пора уже уважительно именовать с приставкой «ретро». Их возраст также вызывает опасение перевозчиков.

— Кондуктор работает в движении, куда ему еще один аппарат давать для расчета? Это неудобно, тяжело и небезопасно, — берет слово Ольга Ищенко, юрисконсульт МБУ «ХМНИЦ». — Мы допускаем, что операторов может быть несколько, но технология должна быть одна!

Конечно, куда удобнее было бы рассчитывать по любым видам карт одним терминалом, но тут мы снова возвращаемся к тому, что интеграция в уже существующую с 2017 года программу автоматизированной оплаты проезда интеграция так и не была произведена. В общем, эта сказка хороша, начинай с начала…

— Как можно апеллировать желанием или нежеланием перевозчиков? — поддерживает Анна Ширяева, начальник управления судебной практики правового департамента правительства Хабаровского края. — Они должны исполнять закон! На подведомственных им предприятиях администрация должна организовать обслуживание по СТК, а не экзаменовать минсоцзащиты!

Дискуссия на сей раз уже была слабым эхом тех жарких баталий, что гремели в суде первой инстанции. Стороны подустали, изложили свои позиции и отправились в коридор ждать вердикта. Вынесенное решение не удивило никого, тем не менее УФАС продолжит свой путь в поисках правды и подаст кассационную жалобу. В общем, продолжение следует…

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)