Темы номера
Хабаровские экономисты высказались о новой Национальной программе развития Дальнего Востока до 2035 года.
Распоряжение об ее утверждении премьер-министр Михаил Мишустин подписал 24 сентября. Реализовать программу планируется в три этапа: с 2020 по 2024-й, с 2025 по 2030-й и с 2031 по 2035 год. По каждому из них необходимо утвердить план мероприятий. Основные цели — ускорение развития экономики региона, улучшение демографической ситуации, прекращение миграционного оттока, повышение качества жизни людей.
С точки зрения науки
Обсудить положения программы и оценить, насколько она может быть эффективной, собрались участники круглого стола в Хабаровске.
Научный руководитель Института экономических исследований ДВО РАН, доктор экономических наук, профессор Павел Минакир высказал мнение, что представленный документ нельзя назвать программой с научной точки зрения.
— В науке есть канонические представления о том, что такое программа, план, схема развития и т.д., — объяснил Павел Александрович. — Однако ничему из этого документ не соответствует. В нем есть вещи бесспорные, есть странные. Бесспорный призыв — «давайте развивать Дальний Восток». Давайте, кто-то против? Или «давайте остановим отток населения». Вернется ли положение дел уровня до 1991 года, когда прибытие на Дальний Восток было стабильно больше, чем убытие? Нет, не вернется. Мы знаем, какие для этого существовали условия экономики, сейчас ситуация другая. Можно ли восстановить те реалии? Однозначно нельзя. Надо придумать что-то другое. В этой программе ничего такого нет.
Солидарность с высказанной точкой зрения выразил Владимир Норин, кандидат экономических наук, доцент Хабаровского государственного университета экономики и права.
— — Я согласен с Павлом Александровичем. Почитайте формулировки: «должно быть построено», «должно быть реализовано». А почему не «будет построено», «будет реализовано» и т.д.? Если брать Хабаровский край, меня вообще ситуация удручает. Говорится, что создадут свинокомплекс, коровник и т.д. Но ведь Хабаровский край всегда был индустриальным флагманом Дальнего Востока, а превращается в аграрную провинцию.
Официально дальневосточник
— Впечатление такое, что этот документ — набор тезисов, интересной информации. Но, к сожалению, как мне представляется, население там вообще потерялось, — высказался главный научный сотрудник, доктор социологических наук, профессор Дальневосточного института управления — филиала РАНХиГС Николай Байков. — Есть «трудовые ресурсы», «качество жизни» и прочее. На подготовительной стадии проводилось обсуждение экспертов со всего Дальнего Востока, и отстаивали точку зрения, что необходимо ввести и законодательно закрепить статус «дальневосточник». Понятно, что он должен быть обеспечен и экономически, и социально. Это помогло бы удержать население, привлечь приезжающих, которые захотят получить такой статус и соответствующие преференции. Как мы видим, эти предложения не прошли. Поэтому очень многое в документе нужно изменить, доработать, чтобы понять, на какие целевые показатели ориентироваться, как и кем они должны исполняться.
Председатель ученого совета Дальневосточной народной академии наук, доктор экономических наук, профессор Вадим Заусаев указал на отсутствие в программе стратегической составляющей.
— Во-первых, нет видения, для чего Дальний Восток нужен стране: для транзита, для будущего драйвера развития через 30, 40, 50 лет? — констатировал эксперт.
В эту работу совершенно не заложен фундаментальный анализ.
А ведь сегодня Дальний Восток стоит перед серьезным набором противоречий, которые предстоит распутать. И для того чтобы решать проблемы Дальнего Востока, превратить его в драйвер российской экономики, нужно в первую очередь повышать качество жизни и наращивать население. Сегодня, к сожалению, мы проигрываем по зарплате Москве, Московской области, Центральному федеральному округу. А это самый главный показатель. Люди ехали сюда прежде всего за заработной платой.
Что дальше?
На основе Нацпрограммы планируется сформировать региональную программу развития Хабаровского края. Однако, чтобы это сделать, должны быть более детально определены целевые показатели. Такое мнение высказала заместитель министра экономического развития края Маргарита Бастрыкина.
— В этой программе мы, наверное, впервые увидели Хабаровский край, конкретные мероприятия, которые будут реализованы, — отметила Маргарита Валерьевна. — Причем это не только объекты строительства, перечисленные в соответствующем разделе, но и системные меры, касающиеся развития различной инфраструктуры. Все заявки Хабаровского края, в общем-то, были учтены. Оперативно вносились корректировки в программу, и на первое место выведен человек, его потребности, которые необходимо решать на основе экономического роста. Что нам не совсем понятно, так это за счет чего будет обеспечен экономический рост. Сегодня есть задача, определенный потенциал, но требуется разверстка показателей. Программа развития должна быть синхронизирована с отдельными предприятиями, компаниями, которые находятся на территории края либо собираются сюда заходить.
Стоит отметить, что Национальная программа развития Дальнего Востока готовилась с привлечением широкого круга общественности. Всего, по оценке Минвостокразвития, в ее создании приняли участие почти 230 тысяч человек. Это и жители округа, которые оставляли свои предложения на сайте дв2025.рф, и общественные палаты регионов, и бизнес-сообщество, ученые, эксперты. Претерпит ли документ какие-либо изменения уже после утверждения, пока неизвестно.