Темы номера
Традиционная акция «Ночь искусств» третий раз прошла в Музее истории города Хабаровска под девизом «Искусство быть вместе».
Несмотря на название акции, началась она засветло — в 16 часов. Так рано музейные «ночи» в нашем городе, пожалуй, еще не наступали. В музее объясняют это тем, что целевая аудитория культурного мероприятия не только взрослые, но и дети, а значит, не имеет смысла проводить его слишком поздно. В остальном формат остался прежним.
Есть что посмотреть
«Ночь искусств» — это не просто знакомство с традиционными музейными экспозициями, но и занимательный интерактив, яркие мастер-классы, творческие мастерские.
— Мы предлагаем в рамках данной акции соединение различных форм искусств: изобразительного, декоративно-прикладного, поэзии, музыки. Организованы три уникальные выставки, которые впервые представлены в музее. Это выставка средневековой гравюры из золотого фонда ДВХМ, передвижная экспозиция, предоставленная Центробанком, и выставка краевого Союза художников — живая, наполненная, красивая. В общем, нашим горожанам есть на что посмотреть, — рассказала заместитель директора Музея истории города Марина Мальцева.
Memento mori
Особая гордость организаторов — экспозиция «Прогулка. Страхи Средневековья». Ее сотрудники музея выстроили вокруг оригинальных гравюр величайшего немецкого художника и гуманиста эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера и его ученика Ганса Зебальда Бехама. Работы были предоставлены для выставки Дальневосточным художественным музеем.
— Дюрер — величина номер один в Северном Возрождении. Благодаря его творчеству такой вид искусства, как гравюра стал самостоятельным, приобрел популярность. Гравюры того времени отображают настроения средневекового общества. Это крайне интересное и противоречивое время, люди были исключительно религиозны и суеверны, испытывали подлинный страх перед смертью, адом, чистилищем, концом света, — рассказывает заведующий историческим отделом музея Сергей Меховщиков.
В центре экспозиции знаменитая работа Дюрера «Прогулка». На ней изображена прогуливающаяся влюбленная пара. Однако, по словам Сергея Меховщикова, один фрагмент этой гравюры был утерян. Между тем полностью сохранившиеся экземпляры данной работы Дюрера позволили увидеть задумку художника целиком, и она в полной мере отражает страхи современников автора. За парой следит сама Смерть с песочными часами. В таком виде иллюстрация приобретает аллегорический смысл — Смерть всегда рядом.
— Сюжет Memento mori («Помни о смерти») был очень популярен в средневековом европейском искусстве. От этого мы и отталкивались, выстраивая вокруг гравюры Дюрера свою экспозицию. Мы постарались через работы Дюрера и его ученика показать страхи средневековых людей, — говорит Сергей Меховщиков.
Посетители, переходя из зала в зал, знакомились с различными экспонатами и выставочными работами, через которые можно проследить историю города. Особый интерес представляет экспозция, в которой представлены отношения Хабаровска с городами-побратимами.
— Их шесть: Ниигата, Санья, Пучон, Харбин, Виктория и Портленд. Здесь можно увидеть подарки этих городов, сделанные Хабаровску, — рассказала специалист музея Татьяна Гринкруг.
Авоська и комод
Зал 60—70-х годов XX века посвящен развитию Хабаровска в советские годы. Сотрудниками музея очень точно воссоздана атмосфера той эпохи: комод, стол с печатной машинкой, кресло. Так примерно и жили рядовые граждане нашей страны еще несколько десятков лет назад.
Небольшая экспозиция посвящена хабаровскому ЦУМу. Униформа работников универмага, весы, арифмометр, знаменитая авоська — наглядная иллюстрация того, как выглядела тогдашняя торговля.
В зал вбегают мальчишки. Их внимание приковывает школьная парта тех времен.
— Можно посидеть? — спрашивают они.
— Да, конечно, присаживайтесь. Так, как раньше ваши сверстники сидели в школах. Сложите ручки, спинки ровно, — разрешение от сотрудников получено.
Можно и фото сделать на память. Потом — в «Инстаграм».