Темы номера
О новых образовательных стандартах, идеальной модели школы и вопросах, которые нужно решить, чтобы к ней приблизиться, говорили на ежегодной городской педагогической конференции.
Подобные мероприятия — так называемые августовки — проходят по всей России и очень ценятся за возможность подвести итоги прошлого учебного года и обсудить новшества. А нынешней осенью они нас ждут.
Так, взволнованный гул в полном зале Городского дворца культуры вызвала хорошая новость от министра просвещения РФ Сергея Кравцова. В приветственном видеообращении он отметил, что российские педагоги с опережением выполняют президентскую задачу войти в топ-10 стран по качеству образования и что для дальнейшей успешной работы нужно избавить их от лишней бюрократии.
— С 1 сентября перечень бумаг, которые заполняет учитель, будет строго ограничен, — подчеркнул министр.
Лучших много!
Разговор о городской системе образования начали также с хорошего, а именно с рейтинга результативности учреждений. По итогам прошлого учебного года лучшими детскими садами признаны ДОУ № 83, 1 и 143, лучшими учреждениями дополнительного образования — центры «Народные ремесла», «Гармония», «Техноспектр», дворцы творчества детей и молодежи и «Маленький принц».
Школы оценивали по семи направлениям. Лидерами по качеству образования стали лицеи инновационных технологий и «Ступени» и СОШ № 12. Здесь выпускники 9-х и 11-х классов показали лучшие результаты по ОГЭ и ЕГЭ. С одаренными детьми эффективнее всего работали лицей «Ступени», школа № 30 и математический лицей. У школ № 47, 68 и 40 отлично получается работать с детьми с ОВЗ. Сразу 11 общеобразовательных учреждений отметили за успешное обучение детей, чей родной язык не русский. Четырем из них отдали первые места — это школы № 16, 29, 72 и 76. Самые воспитанные ребята учатся в гимназии № 8, школах № 15 и 49, а лучшие команды педагогов работают в кадетской школе № 1, школах № 87, 30 и 12. Ну а самыми-самыми в сфере инновационной деятельности признаны гимназия № 4, а также СОШ № 77 и 85.
Заслуженные награды 25 педагогических работников получили из рук мэра Хабаровска Сергея Кравчука.
— Сегодня перед вами ставятся новые серьезные задачи, — сказал он. — Вы должны задавать тон образованию всего Хабаровского края, и у вас это получается.
Также Сергей Анатольевич заверил, что администрация города при содействии правительства края продолжит поддерживать и систему образования, и ее работников. До 2025 года на условиях государственно-частного партнерства в краевом центре построят три новых школы и три детских сада, а педагогам уже в 2023-м решено выделить 15 квартир.
Что мешает успеху
— Сегодня мы действительно достигли неплохих результатов, — отметила в основном докладе начальник городского управления образования Татьяна Матвеенкова. — В этом году у нас 31 стобалльный результат по ЕГЭ, 149 выпускников получили 95 баллов и выше, 184 — аттестат с отличием. Пять хабаровских ребят стали призерами Всероссийской олимпиады школьников, наши одаренные дети успешно презентуют себя практически на всех площадках России. Но есть задачи, которые еще предстоит решить.
Например, показатели ЕГЭ по восьми предметам в городе снизились, и прежде всего специалисты отмечают недостаточно высокое качество математического образования. Сейчас перед директорами школ стоит задача проанализировать проблему и предложить варианты ее решения.
Остается и вопрос кадрового обеспечения. Сегодня 25,4 процента педагогических работников в образовательных учреждениях Хабаровска младше 35 лет. Создана система адаптации молодых педагогов, внедрена новая модель «работодатель — студент», которая успешно себя показала. Однако целевых мест для обучения новых специалистов все еще не хватает, а кроме этого, они слабо закрепляются на своих рабочих местах: основные причины оттока по-прежнему низкая зарплата и высокая нагрузка.
Показатель охвата детей дополнительным образованием (почти 95 процентов) в Хабаровске выше общероссийского, однако внедрению новой модели школы полного дня, где дети после учебы могут проявить себя в различных кружках и секциях, мешает вторая смена. Сегодня около 14 процентов учеников города в 39 школах ходят на уроки после обеда при федеральном показателе в 13 процентов. Исправить ситуацию могут только новые учреждения.
А вот обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), по которым в 2022/23 учебном году начнут учиться 1-е и 5-е классы, по словам Татьяны Борисовны, вопросов у нас не вызывают:
— К ним готовы и учителя, и предметные программы, и образовательная среда.
Восемь пунктов совершенства
Кроме практикоориентированности и привязки знаний к конкретным реальным навыкам особое внимание новые ФГОС уделяют воспитательному компоненту образования. Поэтому на конференции речь несколько раз заходила о новых школьных традициях: поднятия флага и исполнения гимна России, а также классного часа «Разговоры о важном». Теперь с них будет начинаться каждая учебная неделя. Притом в «Разговорах» учтена не только гражданско-патриотическая составляющая. Также с ребятами обсудят историю региона, экологию, волнующие темы о жизни школы, семье и т.д..
Но это не все новшества.
— В нашей жизни появится пилотный федеральный проект «Школа Минпросвещения России», — добавила Татьяна Матвеенкова. — Это идеальная модель, которая объединяет восемь векторов развития. Среди них качество образования, творчество, профориентация, команда педагогов, школьный климат, образовательная среда. Очень важны здоровьесбережение и спорт и, конечно, патриотическое воспитание, которое сегодня особенно значимо.
Свой уровень по каждому из направлений школа должна определить самостоятельно. Ей же предстоит наметить путь, чтобы приблизиться к идеалу и при этом сохранить собственное лицо и традиции.