Темы номера
«Не говорите при мне «Хабаровск», и так есть хочется». Примерно такого эффекта хотят достичь в перспективе, продумывая сегодня, каким станет гастротуризм.
Что должно появиться в городе и крае, чтобы сюда устремились гурманы-путешественники, обсуждала рабочая группа народного совета при губернаторе.
Кулинарная память
Впечатлить и запомниться может любая поездка, если она сопровождалась едой ― нереально вкусной, специфической или эксклюзивной. Категорию — экстрим, деловой визит, ознакомительный тур — каждый выбирает сам, главное, что пища остается основной составляющей путешествий. Ну любит человек поесть ― такова его природа, и на этом можно хорошо сыграть, если грамотно выстроить концепцию гастрономического туризма. Понравится кухня ― сам еще не один раз вернется и другим посоветует. Все же знают, что путь к кошельку туриста лежит через желудок!
― Эта часть отрасли туризма является самой главной, ― уверен Андрей Веретенников, председатель правления общественной организации «Ассоциация рестораторов Хабаровского края», председатель городского совета по предпринимательству при мэре г. Хабаровска. ― Нам нужна система. Пока есть маленькие проекты, которые не являются целым, а просто попытки заработать отдельных предпринимателей. Должно же быть нечто цельное, что привлекало бы людей в город и край. Не просто места, где поесть, а мероприятия, которые можно включить в программу поездки. Люди должны знать, что там будет вкусно и весело. В сентябре-октябре мы планируем провести гастрофорум, который должны поддерживать правительство и город. Участников много, но нужны не точечные мероприятия, а возможность упаковать все в единое целое и презентовать гастротуры.
Устоявшаяся фраза «За семь верст киселя хлебать» должна утратить свой негативный оттенок и стать девизом туристического движения. Потянутся гости — забурлит и денежный поток в бюджет.
― Перед нами стоит нелегкая задача ― улучшать экономику, ― открывает дискуссию Дмитрий Пугачев, замминистра экономического развития Хабаровского края. ― Нужно, чтобы население прибывало и решались демографические задачи. Это зависит в том числе и от развития туризма.
Съедобная рапсодия
«Кухня без границ» ― один из проектов, пытающийся сыграть на гастрономическом интересе граждан. Он включает в себя этноужины в различных ресторанах, презентации национальных кухонь, мастер-классы по приготовлению блюд и производство сувениров, которые можно хранить, но лучше съесть. Из последних ягодная пастила в форме пластинки «Хабаровская рапсодия». Наведешь телефон на QR-код на обложке ― заиграют «Амурские волны». Под такую душевную мелодию и жевать приятно!
― Мы каждый год проводим праздники еды, например фестиваль лосося, ― рассказывает Татьяна Аршинова, руководитель АНО «Душа народа». ― Планировали фестиваль дальневосточной икры, хабаровской картошки, день рыб Амура, но помешала пандемия. Предлагаю нас взять за основу, объединиться всем: рестораторам и отельерам, тогда мы сможем привлечь крупных инвесторов, показывая кулинарные способности. И нужна поддержка властей, в первую очередь информационная.
Татьяна Аршинова выразила уверенность, что наличие таких «едальных» фестивалей может остановить наших земляков, задумавших покинуть насиженные места. А потому, раз уж проект тормозит отток населения, должна быть и финансовая поддержка правительства. Хотя бы компенсация затрат на проведение мероприятий.
Дикоросы? Не слышали!
Сегодня в крае есть свои кулинарные фишки ― фестиваль «Серебряная корюшка» в Советско-Гаванском районе, праздник первой горбуши, осенней кеты в Нанайском, Амур-фиш-фест в Комсомольске-на-Амуре, фестиваль варенья в Вяземском. Эти мероприятия способны привлечь туристов.
― Ежегодно выделялось 200 тыс. руб. на софинансирование этих мероприятий, ― говорит Валентина Неретина, начальник отдела аналитической работы и организации туристической деятельности комитета по туризму краевого правительства. ― С 2022 года сумма увеличена в пять раз ― порядка миллиона рублей. Создан ТИЦ ― туристический информационный центр, его стойка работает в аэропорту. Приезжающих ориентируют: куда сходить, что посмотреть и где поесть. В начале апреля через нее прошли 10 тысяч посетителей. Перед нами амбициозные задачи, и гастротуризм — одна из перспективных, чтобы люди хотели ехать именно сюда и тратить свои деньги здесь. На Дальнем Востоке около 2 тысяч растений, которые можно использовать в кулинарии, дикоросы, рыба ― надо продвигать дальневосточную кухню.
Внезапно выяснилось, что именно дальневосточная кухня в продвижении не нуждается ― нет смысла. Пытались в городе открыть ресторан, где подавали бы исключительно этнические блюда, и даже приглашали аборигенов поднатаскать поваров, но долго точка общепита не продержалась. Желающих вкушать нанайские блюда набралось совсем мало, и ресторан разорился.
― Поймите, дальневосточная кухня ― это не про бизнес, ― авторитетно заявляет Веретенников и отсылает к своему же научному труду: ― Я защитил диссертацию «Дальневосточная кухня, кухня, которой нет». Потому что она пока не привлекательна. Это скорее социальная история. Можем помочь на своих площадках по одному блюду ввести, полностью переключиться вряд ли кто-то решится. Полноценный ресторан экономически несостоятелен.
― Спросите рестораторов, сколько они знают дикоросов, может, пять и назовут, ― поддерживает Роман Ракуса, представитель бизнеса. ― А все потому, что нет о них информации. Нам нужно по примеру Приморья привезти столичных блогеров и журналистов известных СМИ, чтобы они потом рассказали о нас миру. У соседей их приезд финансировали власти, к нам я привожу сам за свои деньги, поэтому и показывать им буду, что считаю нужным. Осенью приедет программа «Поедем поедим».
Идею с блогерами и раскруткой гастротуризма внесли в протокол заседания.
Прозвучали идеи рассмотреть как вариант гастротура поездки на казацкий хутор, который планируется обустроить на Большом Уссурийском острове. Проговорить с операторами сотовой связи возможности добавить навязчивую рекламу в телефоны. Тогда пройти мимо объектов гастротуриндустрии не сможешь без того, чтобы о них тебе не напомнил мобильник. Оценят ли это пользователи, другой вопрос.
По итогу заседания решили сформировать единый ежегодный туристический календарь, куда будут занесены все проекты. Путешественникам останется только листать и выбирать, куда поехать: ловить корюшку на скорость, готовить нанайскую уху или отмахиваться от пчел на самом сладком фестивале варенья в Дормидонтовке.