Темы номера
Почему в одну церковь спешат за помощью в учебе, в другой молятся об избавлении от пристрастия к алкоголю, а в третью идут… почесать кота? «Хабаровские вести» продолжают рассказ про приходы краевого центра и их особенности.
Мы уже определились, что у каждого храма своя направленность. Помимо молебнов, конечно. Они совпадают у всех и утверждены свыше.
Следуй за своим батюшкой
Примечательно, что она может меняться ― переведут, скажем, настоятеля в другой храм. Кстати, для РПЦ это обычная практика, чтобы отче не прирастал корнями на одном месте. Если он задавал тон приходу, то новый пастырь вполне способен выбрать другой вектор. Тогда у верующих два варианта: следовать за своим батюшкой или привыкать к новому.
― Направленность деятельности прихода обычно зависит от настоятеля или священников, которые в нем служат, ― говорит Юлия Шутова, руководитель информационного отдела Хабаровской епархии. ― Либо складывается из предпочтений прихожан. Например, социальная деятельность у Елизаветинского прихода, у них настоятель отец Николай Ворожбит, руководитель соцотдела. Расположен храм возле дорожной больницы, где в свое время зародилось сестричество, там же работает гуманитарный склад. Но и при храме Серафима Саровского верующие тоже объединились, чтобы помогать людям, и создали свой небольшой социальный склад.
За патриотизм в Хабаровской епархии отвечает Невский приход, причем эта роль отводилась ему изначально.
Говорим ― Невский, подразумеваем ― Сталин
Храм на Базе КАФ был открыт в 1943 году по приказу вождя всех народов. Считается, что тогда он понял: для победы людям нужна вера. Под приход отдали продуктовый магазин на улице Хорышева, иконами и облачением обеспечил краеведческий музей, научка ― богословской литературой. Небольшое здание вмещало максимум триста человек, но желающих было так много, что, по воспоминаниям старожилов, к храму стояли очереди на улице.
Прихожане молились за победу и жертвовали личные средства. На танковую колонну «Димитрий Донской» было собрано 25 тыс. руб., в помощь семьям бойцов еще более 15 тысяч.
Вклад верующих оценил сам Сталин и направил телеграмму патриаршему местоблюстителю Сергию, митрополиту Московскому: «Прошу передать православному русскому духовенству и верующим мой привет и благодарность Красной Армии за заботу о бронетанковых силах Красной Армии».
Между администрацией Хабаровска и епархией подписано соглашение о сотрудничестве сразу по нескольким направлениям. Это социальная работа, проведение совместных просветительских, культурных и благотворительных мероприятий, взаимодействие в области сохранения объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
Вы слыхали, как поют коты?
Невский приход давно покинул здание бывшего продуктового и перебрался на улицу Ясную по соседству. Здесь обосновался надежно ― храм, иконная лавка, беседки и… огород. Он начинается сразу за церковью, буквально делаешь пару шагов и оказываешься в классической деревне: колодец, куры, ровные ухоженные рядки. Все выращенное на грядках верующие обычно раздают тем, кто нуждается, оставляя небольшую часть в трапезной. Но даже не это фишка прихода, а «невские» коты.
Хотя бы ради них загляните сюда. Такие довольные жизнью морды вы вряд ли где-то еще увидите! Бока, разогретые на солнце настолько, что чувствуется теплый нежный запах вылизанной начисто шерсти. Неспешный поворот царственной головы на ваше «кис-кис» выдает характерную послеобеденную лень.
Им всюду комфортно и везде им рады. Растянутся на завалинке или сон сморит у входа в иконную лавку ― прихожане заботливо будут переступать и не побеспокоят котиков. На Пасху, когда верующие расставляют столы со снедью для окропления освященной водой, они тоже тут как тут. Покрутятся, потрутся об ноги, глядишь ― и разговеются. Главное, не зазеваться и увернуться, когда батюшка выйдет с венчиком и водой. Один такой нерасторопный как-то потешил православных ― мокрый улепетывал как черт от ладана!
Церковные мыши
― Всех котов нам подкинули, только один приходит «на побывку» днем, а на ночь отправляется домой ― живет рядом, ― рассказывает Наталья Нареева, работница иконной лавки Невского прихода. ― Это рыжий бобтейл по кличке Шекель ― бесхвостый кот нашего прихожанина. Шекель ― всеобщий любимчик. Сейчас у нас семь взрослых котов и еще малыши ― недавно кошка родила, но пока еще прячет свое потомство. Надеемся, что добрые люди разберут их. А нет, так будем кормить и дальше. Жалко же ― живые существа!
Коты ― животные благодарные. В большинстве своем. За заботу и ласковые слова оберегают приходскую территорию от мышей. Только Шекель ленится гоняться за грызунами ― предпочитает вздремнуть. Добычу коты аккуратно складывают перед иконной лавкой, неизменно пугая работниц и прихожанок. Иногда приносят и птичек, за которых уж точно их никто не хвалит.
Чувства верующих коты берегут: никто из хвостатых (и бесхвостый Шекель тоже) не решается зайти в храм. Не то чтобы боятся, но уважают.
Позволяют себе дерзость только весной, когда кошачий разум затуманивает жажда любви. Тогда с территории прихода слышен нестройный зычный мяв, заглушаемый иногда колокольным звоном.
Учиться, учиться и учиться
Вымолить себе зачет или пятерку на экзамене можно в храме Серафима Саровского.
Расположен он в парке Северном недалеко от двух вузов и двух техникумов. Соседство это в епархии учли и сразу выделили в храме придел святой мученицы Татианы, покровительницы не только учащихся, но и их наставников.
Возможно, поэтому именно в приходе Серафима Саровского работают самые длительные огласительные курсы.
Обязательными огласительные беседы перед крещением сделал владыка Игнатий, объясняя необходимость трижды по выходным перед таинством прослушать лекции о православии тем, что человек должен знать, на что решается. Все-таки с крещеного и спрос больше! Логика есть, но сразу появились недовольные, хотя что такое три недели по сравнению с жизнью вечной? В приходе пошли еще дальше и открыли курсы длиной в полтора года.
― Иногда наши курсы сравнивают с воскресной школой для взрослых, ― улыбается иерей Стефан Нохрин. ― Возможно, не зря. Мы собираемся, изучаем Священное Писание, общаемся, задаем вопросы. И домашние задания у нас тоже есть, правда, символические. Часто сталкиваешься с тем, что человек говорит, что не готов приходить в церковь. Спрашиваешь, к чему конкретно не готов? «Ой, у вас там нельзя пить, курить, шутить, квартиру еще заставят отписать!» Хорошо, я к этому тоже не готов, приходи просто попить чай. Приходит ― а здесь такие же люди, и пошутить могут, и ни к чему не принуждают. Посмотрит три-четыре встречи и определится ― подходит ему или нет.
Занятия начинаются осенью. Приходят на них в основном люди от 20 до 50 лет. Чаще с высшим образованием ― это объясняется тем, что одолевшим «вышку» хватит сил и на Священное Писание. Это, кстати, не самое легкое чтение, и в одиночку за него советуют не браться.
Мы ждем перемен
Длительные курсы, по мнению священника, помогают человеку осознать: приход в христианство должен поменять жизнь. А это, согласитесь, процесс небыстрый. Отказаться от грехов, подобрать другой, православный, круг общения.
У одного из «курсантов» несколько лет назад возникла дилемма: он пришел к вере, но не готов был оставить свой греховный бизнес. Новоиспеченный христианин продавал диски с фильмами разных жанров, почти 40 процентов которых кино для взрослых ― самый ходовой товар! Вопросом, что ему делать: потерять выручку, но избавиться от грехов, мучился сам и искал помощи у братьев по вере. В итоге решил поступиться прибылью ― бессмертная душа важнее. А вскоре диски и вовсе ушли в прошлое, их задушил интернет.
― На встречах мы рассказываем, что такое церковная жизнь, ― продолжает священник. ― Это помощь людям, которые хотят стать православными христианами, но не имеют опыта молитвы, служения, не знают обычаи. На курсах они успевают сдружиться, вместе посещают службы, выезжают на природу, организуют праздники, участвуют в благотворительности. Создается церковная общность.
Для тех, кто не готов на длительные курсы, в храме есть другие форматы встреч. Впрочем, они существуют во всех приходах, а также…
Господи, прими за лекарство
… в хабаровских храмах приют нашли участники общества «Анонимные алкоголики» (сокращенно АА).
Примечательно, что хоть и собираются они под крышами с куполами, к религии их никто не понуждает. Борцам с губительной зависимостью епархия предоставила кров, чтобы помочь страждущим.
― Батюшка может прийти к нам на собрание, но заранее об этом группу оповещают ― вдруг кто-то не захочет общаться со священником, ― объясняет участник АА хабаровчанин Александр. ― Иногда мы сами приглашаем батюшку, он охотно отзывается и беседует с нами. Также в храмах проводят молебны об избавлении от пристрастия к алкоголю ― болезнь распространенная, и бороться с ней надо любыми способами.
На входе в храм, где действует группа, обычно вывешено расписание встреч. Прийти на них может любой желающий, как зависимый, так и его родственники.