Рассвет и закат гипермаркетов
logo

Темы номера

Рассвет и закат гипермаркетов

Петр МАЗУР

Гиганты торговли продовольственными товарами облюбовали Запад, дошли до Сибири, осторожно примеряются к Хабаровску и региону.

Любопытно, зайдут к нам федеральные сети гипермаркетами, или трассыпятся по дороге на более мелкие торговые точки? Для этого есть причины.

Штрафы «лечат»

Байки о смешных ценах пробили гигантским торговым сетям дорогу через всю страну. В регионах даже радовались: все как в Москве. Но со временем от стремительно меняющихся ценников стало рябить в глазах. Потребители начали массово звать на помощь Федеральную антимонопольную службу. Разные гипермаркеты как по команде устанавливали почти одинаковые цены на ходовые продукты питания, чем лишали потребителя выбора. Население видит сговор и постепенное повышение цен. Но сами ритейлеры утверждают, что нет ни того, ни другого. Но для прозрения есть «лекарство». Если диагноз картельного сговора подтвердится, «вылечит» максимальный административный штраф — 15 процентов от выручки сетей за год. Попавшие под подозрение четыре крупные сети при годовом обороте свыше 4 трлн рублей могут раскошелиться на 600 млрд рублей. Эти цифры приводились на официальном сайте Кремля. Сигналы были услышаны, президент страны поручил ФАС обеспечить мониторинг цен в торговых сетях на продовольствие.

К этому времени оперившийся ритейл стал показывать зубы: дескать, надо либо отказаться от рыночных механизмов, либо соблюдать законодательство. Что значит последнее? Мол, текущее законодательство не дает государству права контроля ситуации с ценами. По их мнению, задача государства добиться, чтобы игроки не вступали в монопольное положение, заботиться о росте экономики и доходов населения. Рынок все разрулит сам. Знакомая песня. Тот самый ритейлер, взвинтив цены, артистично вытряхнет карманы населения. Это мы тоже проходили. Остается напомнить: в стране работают два базовых закона для ритейла — «О торговле» и «О защите конкуренции». Две настольных книги для сетей, где все сказано. Остается выполнять.

Кто в тренде?

Ситуация на рынке ритейла начинает проясняться. Вновь в тренде продовольственные рынки и небольшие магазины у дома. Федеральные сети стали массово закрывать гипермаркеты или развивать в них онлайн-торговлю. Так, «Ашан Ритейл России» закрыл 17 супермаркетов. Они сломались именно в конкуренции с магазинами у дома и продовольственными рынками. К примеру, собственники «Карусели» приняли решение с ней распрощаться. Какие-то точки будут переформатированы, какие-то закрыты, пояснил председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. Из «Ашана» исчезли недорогие импортные товары, и сеть потеряла привлекательность. Сравнив ценники, население выбирает магазин у дома. Специалисты уверены: если сети не предпримут привлекательные шаги для российского рынка, они легко его потеряют.

Но есть все-таки главное, что тянет крупные сети на дно. Больно ударило по ним падение доходов населения. Содержать громадные магазины в такой реальности стало проблематично. Более того. По всему миру и у нас в стране граждане стали отказываться от гипермаркетов. Тратить на них массу времени хочется далеко не всем. По этой причине некоторые гиганты — «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» и ряд других, на удивление увлеклись магазинами у дома. Есть мнение, что падение подтолкнули сервисы по доставке товаров из магазинов. В сравнении с прошлым годом этот рынок вырос в три раза. Гипермаркеты стали терять популярность. Причем падение связано не только с пандемией. Большой формат начал стремительно терять покупателей еще в 2019 году. Крупные сети стали черпать одни убытки.

В Хабаровском крае работают 550 торговых сетей. 50 из них — федеральные, и все они относятся к непродовольственной сфере. На Дальний Восток федеральные ритейлеры не торопятся, массовый приход скорее всего придется на ту пору, когда активнее начнет решаться главная проблема — демографическая.
Спрос — душа торговли

Выходит, на Дальний Восток федеральный ритейл может прийти с обрезанными крыльями потребительского спроса. Вопрос, конечно, интересный. Эксперты напоминают: до 2018 года Хабаровск и регион были уверены: большеформатный ритейл к нам не придет. Объемы потребления не для гигантов. Пока думали-гадали, в Хабаровске бросила якорь торговая сеть «Леруа Мерлен», специализирующаяся на строительных материалах и сопутствующих изделиях. Поначалу привлекала покупателей вполне доступными ценами. Вот тогда и заговорили о возможности захода в регион продовольственных гигантов. Пожалуй, первым пришел «Бристоль». Это российская сеть алкомаркетов.

Итак, пробный заход состоялся. Это подстегнуло намерения продуктовых сетей. Хотя в различных интервью средствам массовой информации руководители и менеджеры компаний по-прежнему уповали на длительный путь возврата инвестиций. Важно отметить, что сами продуктовые сети набрали силу, несмотря на разгул пандемии. К примеру, на их акциях ситуация сказалась лучше, чем на фондовом рынке страны в целом. Платежеспособность населения снизилась, а котировки акций оказались выше, чем до пандемии. Укрепляются и местные крупные сети. К примеру, «Невада» предусмотрела дискаунтер «Близкий» с доступными ценами. Сюда приходят те потребители, у кого снизились доходы.

Общемировой тренд — переформатирование торговых точек. Массового покупателя переманили интернет-магазины. По оценкам экспертов, через пять лет отечественный рынок онлайн-заказов удвоится. Разумеется, гипермаркеты не упустят возможностей. В пять раз они увеличивают количество магазинов у дома.

Что получается? Гипермаркеты, прежде чем пересечь территории региона, могут остаться в прошлом. Специалисты подогревают ситуацию и настойчиво советуют игрокам розничной торговли — избавиться от гигантов либо перепрофилировать их. Интернет-торговля уже вышла на 9,6 процента. Люди почувствовали удобство обслуживания, а это главное.