Темы номера
«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что, казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть».
Так начинается бессмертный роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Конечно, юмористы преувеличили. Но все-таки интересно, как сегодня организованы быт и досуг в уездах?
Докоронавирусная эпоха
В Российской империи уездным назывался город, где сосредоточены все важные учреждения и живет исправник. Так что по меркам знаменитых классиков Хабаровск самый что ни на есть уездный.* Конечно, картину рисовали они не с нашего города — Евгений Петров приезжал сюда в 1938 году, а роман опубликован в 1928-м. Хотя, читая впечатления Петрова от этого визита, понимаешь, что жизнь в молодой Стране Советов не радовала разнообразием нигде.
Но с тех пор много воды утекло. Сегодня предприятия малого и среднего бизнеса вроде парикмахерской или кафе-закусочной являются важным показателем развития города. Все они (по состоянию на докоронавирусный период) вписаны в справочно-картографический сервис «2ГИС». Там можно поискать самый-самый «уездный» город, где предприятия сферы услуг представлены в наибольшей концентрации.
Справедливости ради сравним лишь крупные центры, где живет более полумиллиона человек. Таковых в России нашлось 38.
Десять из десяти
Хабаровск на фоне других выглядит вполне достойно. Судите сами. По количеству маникюрных салонов мы на 4-й позиции (1,87 на 10 000 жителей). Трудно поверить, но Москва на 37-м месте. А лидирует Краснодар.
В нашем городе 629 парикмахерских, это 8-е место. Впереди опять Краснодар, как и по количеству барбершопов, то есть парикмахерских для мужчин. У нас таких ничтожно мало: большинство дальневосточных мужчин предпочитают просто стричься, а не выпендриваться бородой.
В десятке лидеров мы по числу торгово-развлекательных центров, третьи в России в плане сервиса автомобильных моек.
В пункте «Кафе-кондитерские» в десятку попадает и даже обгоняет наш сосед и соперник Владивосток: он 6-й в списке, Хабаровск 8-й. Лидирует Краснодар.
Обидно, что пролетаем мы с ресторанами, тогда как приморская столица под № 6. Угадайте, кто первый? Конечно, Краснодар! Его ресторанный индекс — 2,43 на 10 000 жителей.
С фитнес-клубами у нас тоже не ахти, Владивосток же на 7-м месте из 38-ми.
А вот что реально радует — это отсутствие Хабаровска в десятке лидеров по количеству кальянных. Мы гордо сидим на 29-й позиции, тогда как Краснодар опять первый.
Неплох результат и по микрокредитам, которые берут страждущие. Мы шестнадцатые (Владивосток стоит под номером 3). Чаще всех быстрые деньги под грабительские проценты берут жители Иркутска. А вот в Краснодаре такая услуга популярностью не пользуется.
Бытие определяет сознание
Полагаем, звание «уездный город N» согласно индексу Ильфа и Петрова по праву получает Краснодар. Это, конечно, не Черноморск, но очень близко. Так что наверняка обаятельный мошенник Остап Бендер, ищущий клад в старинных стульях, чувствовал бы там себя неплохо.
Все вышесказанное объясняет, почему хабаровчане целыми семьями переезжают в Краснодар. Возможно, играет роль и рекордное количество там секс-шопов. Наш город в этой «номинации» где-то в двадцатке.
Вообще-то хабаровчанам на сферу услуг грех жаловаться. Всего у нас вполне достаточно. Есть где привести себя в порядок, хватает бань и саун, вполне приличное количество кафешек, с каждым годом все больше парков и скверов. Ни в одной из номинаций наш город ни разу не ушел в аутсайдеры, не опустился ниже 29-й строчки.
А вот чаще всех список замыкали Москва (5 раз), Ижевск, Новокузнецк, Махачкала, Набережные Челны и Ульяновск (по три раза).
*В 1923—1929 годах административное деление страны поменялось. 4 января 1926 года на карте появился Дальневосточный край с административным центром в Хабаровске.