Роботы людей не заменят
logo

Темы номера

Роботы людей не заменят

Александр ИВЕЛЬСКИЙ, фото автора

БпЛА сильно изменили тактику боя. После трёх лет СВО с этим утверждением уже никто не спорит. Из-за высокого насыщения боевых порядков «бездушными птицами» практически невозможно сконцентрировать значительное число людей и техники на одном участке – скопление обязательно обнаружат, а высокоточные средства поражения поставят крест на планах применения войск. По этой причине штурмовые действия ведутся почти всегда малыми группами, а бои ротного, да и взводного уровня происходят крайне редко.

При этом одна истина остаётся непреложной и сейчас: техника без человека – груда металла. Да, за штурвалом беспилотника никто не сидит, однако им, хоть и дистанционно, управляет человек. И только от его подготовки, опыта и рефлексов зависит успех применения одного дрона или целого роя этих машин. От действий в воздухе, в свою очередь, часто зависит успех всей операции на земле. И пусть операторы и инженеры батальонных подразделений БпЛА не идут рядом со штурмовиками, но находятся настолько близко к ЛБС, что до них достают даже автоматические гранатомёты противника, не говоря уже о более крупных калибрах.

«Батл» – позывной командира бэплэашников штурмового подразделения мотострелкового соединения с Сахалина группировки войск «Восток». На Южно-Донецком направлении он уже год, съёмки успешной работы его команды не раз становились предметом восхищения в соцмедиа. Но среди десятков выполненных боевых задач есть та, которая запомнилась больше других:

– Нашему подразделению нужно было выбить противника из лесополосы перед населённым пунктом. Штурмовики хорошо зашли, зачистили, закрепились. А потом ВСУ попытались отбить у нас эти опорные пункты. Семь или восемь контратак было! В итоге противник потерял там бронетранспортёр М113 и столько личного состава, что тела даже не считали, очень много.

Операторы БпЛА на этой боевой задаче сопровождали движение всех групп, передавая данные воздушной разведки, подсказывая безопасный путь и места, где мог скрываться противник.

– Когда ведёшь группу, всегда за них переживаешь. Ты сверху всё видишь, а они там – почти ничего. Был момент, когда штурмовая двойка шла зачищать опорник. Я увидел, как в их сторону летит FPV. Вышел на них немедленно, они в укрытие забежали и спаслись.

Другим важным направлением работы расчётов БпЛА была подготовка взрывных устройств и последующий их сброс на врага. Таким образом уничтожались солдаты противника, разрушались блиндажи и позиции. Самые яркие воспоминания о работе такого рода у Батла остались с освобождения одного из лесных массивов:

– Как-то раз мы сожгли вражеский блиндаж. Огромный такой, человек на десять! Инженеры для такого случая подготовили особенную «зажигалку». Попал прямо перед входом, а боевики там ещё и боеприпасы удачно складировали. Взрываться всё начало. Два дня горело изнутри! После этого нашим штурмовикам легче было идти вперёд на том опорнике.

Батл – профессиональный военный. Окончив в 2023 году военный вуз, офицер полгода служил в одной из частей округа, после чего во главе своего подразделения отправился за ленту. Первым впечатлением от войны стало удивление от поведения людей, непонимающих, куда они попали:

– Многие сразу осознали, где находятся, а некоторые будто развлечься приехали. Думают, что это игра какая-то, и относятся ко всему несерьёзно. Отчего это – не знаю. Сколько ни думал об этом, причину такого феномена выяснить не смог.

Адаптации к фронтовой действительности вновь прибывших солдат командир уделяет первостепенное значение. Вместе с обучением профессиональным навыкам Батл объясняет и некоторые правила, которые позволят выполнить боевую задачу и при этом остаться живым.

– Во-первых, я их обучаю нашему ремеслу. Полёты, сбросы, наблюдение, разведка – это всё наш основной профиль, - говорит Батл. – Во-вторых, рассказываю и показываю, как обеспечить маскировку на позиции и при движении. У противника тоже дроны летают. Пока это всё проходим, у новичков формируется адекватное восприятие окружающей их обстановки.

Перед тем, как Батл заводит группу на новую позицию, проводятся разведка и обязательный пробный полёт. И если по результатам разведки местность пригодна для работы, там оборудуется место для дежурства расчётов. Способы доставки людей и оборудования офицер определяет в зависимости от обстановки:

– Закатываемся в основном на мотоциклах, но если погода этого не позволяет, то пешком. Потом закрепляемся, устанавливаем оборудование и сразу начинаем работу. В воздухе первым делом тоже проводим разведку: смотрим, откуда противник привозит личный состав и боекомплект, как двигается, что в каких ситуациях делает. Когда добыли нужные сведения, начинаем работать сбросами. Ну и выполняем боевую задачу по сопровождению и поддержке наших штурмовиков.

Беспилотная авиация способна решать довольно широкий спектр задач: от снабжения групп закрепления водой и продовольствием до физического уничтожения врага. Часть процедур аппараты могут выполнять в автоматическом режиме. При этом Батл уверен, что полная замена человека на поле боя роботами невозможна.

– Роботы людей не заменят. Их надо обслуживать, настраивать, а сделать это может только человек. Даже если отбросить сугубо техническую часть и поразмышлять над перспективами искусственного интеллекта, то выйдет, что человек способен к нестандартным решениям, грубо говоря, мысль идёт так, как она не может идти у искусственного интеллекта. Без человека на войне никуда.

Расчёты БпЛА, поддерживающие штурмовые подразделения, также попадают под обстрелы. Спасает внимательное отношение к маскировке, однако противник может обнаружить позицию всего из-за одной ошибки.

– Всегда стараемся скрыть свою позицию и передвижения от глаз вражеских наблюдателей. За год мы всего один раз позволили противнику нас обнаружить. Недавно поступивший к нам боец невнимательно отнёсся к требованию прятать бытовой мусор и выбросил его просто наверх из окопа, ничем не прикрыв. Дрон-наблюдатель ВСУ это увидел, дальше начал стрелять их миномёт, а ночью прилетела «Баба-Яга».

Несмотря на имеющуюся подготовку, каждый день на фронте для Батла – учебный. Работа над ошибками, помощь подчинённым в овладении предметом, изучение наработок других подразделений – неотъемлемая часть военной службы офицера. Чему-то он научился и у противника.

– У операторов БпЛА ВСУ я научился тому, что необязательно на больших высотах летать, можно выполнять задачи и на малых. Да, есть вероятность, что тебя собьют, но так получается добыть больше разведданных. Ещё взял на вооружение их манеру движения: они не меняют маршрут, летают всё время одним и тем же путём. Таким образом, всем понятно, чей это дрон, и вероятность дружественного огня сводится к нулю. В противном случае тебя могут сбить свои же, ты не можешь по ряду причин предупреждать по рации о каждом вылете.

«Беспрерывное изучение врага сделает тебя великим полководцем. Никакой баталии в кабинете выиграть невозможно. Умей пользоваться местностью, управляй счастьем», – в словах Александра Васильевича Суворова нет ничего устаревшего, напротив: мысль более чем злободневна. Во время беседы с Батлом я не спросил, знает ли он эту фразу легендарного русского полководца, но всё, что рассказал офицер под запись и без диктофона, вполне соответствует цитате. Образ мыслей Суворова вёл его к победам, и размышления молодых офицеров дня сегодняшнего позволяют быть уверенным: наше поколение достойно своих предков.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)