С оглядкой на сегодняшний день
logo

Темы номера

С оглядкой на сегодняшний день

Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора

Свыше 500 млн руб. потребуется на строительство нового участка канализационного коллектора на улице Морозова П.Л.

Помимо трубопровода, диаметр которого увеличат с полутора до двух метров, здесь дополнительно смонтируют шесть канализационных камер и два колодца для подключения попутных стоков от ближайших жилмассивов, выполнят технологическое присоединение и вынесут часть сетей инженерной инфраструктуры, попадающих в зону строительства. Все это нужно успеть сделать в ближайшие месяцы, когда на улице отрицательная температура, а уровень Амура минимально низкий.

Первый звоночек

Эти сети водоотведения появились здесь в 1973 году, когда на месте нынешнего микрорайона Строитель находился частный сектор. Ни о какой магистральной автотрассе тогда и речь не вели. А когда дошла очередь и до дороги, территорию уже начали обустраивать, сделав дополнительную отсыпку. И оказалось, что коллектор находится прямо посередине проезжей части на глубине семи метров. Но проблем сетедержателю он никогда не доставлял, со своей задачей по транспортировке 75 тыс. куб. м стоков в сутки справлялся исправно.

Первый звоночек раздался в 2013 году, когда случилось небывалое наводнение. Грунт под дорогой частично размыло, и проезжая часть в районе магазина «Железяка» по направлению к центру немного просела. Ее восстановили, коллектор обследовали с помощью робота. Он не выявил никаких проблем.

Наступил 2021 год, паводок пришел в город еще в мае, и сразу стало ясно, что участок от переулка Бассейного до улицы Радищева представляет опасность. Дорога пошла трещинами, на ней образовались многочисленные просадки в обоих направлениях. Постоянная подсыпка щебня дала положительный результат для восстановления самой автомагистрали и отрицательный для коллектора — его целостность оказалась нарушенной, и он перестал справляться с транспортировкой стоков. Такой ситуации в МУП «Водоканал» не ожидали, тем не менее меры приняли моментально: в кратчайшие сроки построили обводной временный коллектор в границах переулков Спортивного и Инского и приступили к восстановлению аварийного участка, автотранспорт по направлению к южной части города поехал по придомовой территории ЖК «Парус».

Под землей своя жизнь

Но чтобы запустить коллектор, из него вначале предстояло убрать провалившийся грунт, который забил примерно 300 м трубопровода.

— Механических способов очистки таких сооружений не существует, это можно сделать только вручную, — рассказал начальник ПТО МУП «Водоканал» Анатолий Догонашев. —Пришлось вскрывать канализационный колодец и по нему опускаться в трубу. Подрядчик старается как можно скорее привести коллектор в нормативное состояние, чтобы мы могли запустить его в работу, пока будет строиться новый участок, и уменьшить сброс стоков в Амур. По нашим предположительным прогнозам эту работу мы должны выполнить до конца декабря.

Люди находятся на глубине 7 м в очень стесненных условиях. В полный рост работать не получается, так как диаметр коллектора всего 1,5 м. Но вокруг колодца буквально на глазах растут настоящие терриконы грунта, выбранного из трубопровода.

— За месяц прошли более 100 м, причем это оказался самый трудный участок, потому что местами труба была забита полностью, — добавил прораб ООО «СтройПодряд» Саид Касымов. — Работа тяжелая и опасная, без респиратора там не обойтись. Люди чистят трубопровод лопатами, ссыпают грунт в емкости. С помощью лебедки поднимаем их наверх, высыпаем и вновь опускаем вниз. Буквально завтра вскрываем еще один колодец и пойдем навстречу, чтобы до минимума сократить сроки.

В ожидании генподрядчика

Со следующей недели начнется само микротоннелирование, для него определен участок за пределами дороги, вблизи ЖК «Парус». Для генподрядчика из Ростова-на-Дону это обычная работа. Поэтому в МУП «Водоканал» надеются, что со своей задачей «СоюзДонСтрой» к середине апреля справится.

— В связи с тем, что старый коллектор находится посередине улицы Морозова П.Л., а к нему еще подведены многочисленные присоединения меньших диаметров, их придется также переключать на новый участок, — объясняет Анатолий Догонашев. — Сделать это бестраншейным методом не получится, дорогу придется раскапывать в нескольких местах на глубину семь метров и тянуть трубы. Планируем начать эту работу заранее, где-то в феврале. А когда новый участок коллектора построим, хотим, чтобы эти врезки уже были готовы. Поэтому дорогу примерно на месяц перекроем полностью в границах улиц Радищева и 65 лет Победы. Заранее даты назвать не можем, но автомобилисты должны быть готовы к временным объездам этого участка. Понимаем социальную напряженность и постараемся выполнить работу как можно быстрее. Мы сами пользуемся этой дорогой и так же стоим в пробках. Разработаем мероприятия так, чтобы сократить до минимума время ограничения движения. Старый коллектор после ввода нового выведем из эксплуатации и затампонируем, убирать его очень затратно.

Авария произошла не только из-за размыва грунта, но еще и потому, что подвели старые технологии, так называемые раструбные соединения трубопровода. Когда пришла вода, они просто разломились. На новом трубопроводе стыки соединят специальными замками, для которых паводок не страшен.

Нет повода для беспокойства

Еще один участок, где также идут ремонтно-восстановительные работы существующего коллектора, находится вблизи пересечения улиц Радищева и Морозова П.Л. Здесь глубина шурфа превышает семь метров. Чтобы стенки рва не обрушались, их прошпунтировали и обшили тесом. Сверху виден разлом трубопровода, в котором идет сварка стыковочных швов. Для ООО «Компаньон-ДВ», которое по заказу МУП «Водоканал» постоянно выполняет подобные работы, это обычное дело.

— Построить новый участок канализационного коллектора заставила сама жизнь, — прокомментировал Игорь Магницкий, замначальника отдела городского управления энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций. — Причем для Хабаровска используют совершенно новый метод микротоннелирования. Чтобы прекратить сбросы в Амур, нужно в кратчайшие сроки восстановить пропускную способность старого трубопровода по перекачке стоков. Этот вопрос на контроле и у мэра, и у губернатора. МУП «Водоканал» сделало все возможное, чтобы сохранить и дорогу. Она по-прежнему используется автомобилистами благодаря тому, что построенный с помощью шпунтирования котлован не обсыпается. Раскопки коллектора продолжаются. Один вход в него обнаружен, где находится второй тоже известно. После того как трубопровод вычистят, его восстановят и запустят в работу.

А пока за всем, что происходит здесь, внимательно наблюдают и надзорные органы. По словам прокурора Хабаровска Юрия Попова, бывать здесь приходится часто, чтобы помогать решать вопросы безопасности и дорожного движения. Ну а причин для беспокойства, что администрация города не уложится в обозначенные сроки и до 1 июня не запустит новый коллектор, нет. Понимают это и люди на каждом участке работ, и делают все возможное, чтобы выполнить обещание.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)