Темы номера
Следы неизвестной древней культуры обнаружили хабаровские археологи под Николаевском-на-Амуре.
Каменные артефакты предположительно эпохи раннего неолита, поднятые на свет в районе села Красного, не похожи ни на что из описанного специалистами ранее.
Пять килограммов неизведанного
— Эта стоянка уже была нам знакома, — начинает рассказ археолог Хабаровского краевого центра охраны памятников истории и культуры Евгений Черников. — Мы обнаружили ее, когда проводили разведку для строительства линии электропередачи к объектам ТОСЭР. Отправившись к месту раскопок, рассчитывали на находки, связанные с железным веком, урильской или польцевской культурами, о которых писали Окладников и Деревянко. Но выяснилось, что это многослойный памятник, где в разное время жили разные люди. И часть предметов оказалась гораздо древнее, чем мы думали.
Насколько? Если железный век начался примерно 2,5 тысячи лет назад, то неолит — около 10 тысяч лет назад. Точнее пока сказать нельзя, нужен радиоуглеродный анализ.
— Мы исследовали около 300 кв. м и извлекли около 5 кг камня и керамики, — Евгений измеряет артефакты уже не в штуках, а по весу. — Это очень много. Для сравнения: иногда копаешь участок в 100 кв. м и находишь всего два грузила, что совершенно нормально.
Среди поднятых изделий из минералов наконечники стрел и копий, серия ножевидных пластин, нуклеус (кусок породы с которого скалывают такие пластины), каменные бусы. И все очень своеобразное.
Ни в натуре, ни в литературе
— Например, если посмотреть на наконечник, то мы увидим черешок с выступами, — расшифровывает специалист фото из экспедиции. — Люди Нижнего Амура никогда так не делали — их наконечники листовидные. У древних людей Сахалина черешки на наконечниках были, но другие, без выступов. И, что еще интереснее, породы, из которых сделаны орудия, в этой местности не встречаются. Сырье, из которого изготовлены орудия, откуда-то привозили. Возможно, издалека.
Ученые поняли, что «Нижняя Патха, поселение 2» (так назвали археологический памятник) не относится ни к известным амурским, ни к сахалинским культурам.
— Если говорить о керамике раннего железного века, которую мы нашли тут же, то в ней встречаются и амурские, и сахалинские мотивы, — продолжает Евгений Черников. — Но есть и что-то совершенно свое. К примеру, очень любопытные штампы в виде геометрических узоров, змеек и лодочек. Таких мы не видели, как говорится, ни в натуре, ни в литературе.
В общем, единственное, в чем участники экспедиции убедились точно, — они понятия не имеют, кем были люди, которые оставили все эти сокровища после себя.
Очень нужны кости
— Понимаете, данный участок Нижнего Амура в принципе плохо изучен, — отмечает археолог. — Исследования о нем можно пересчитать по пальцам рук, многие материалы не классифицированы. Так что нам действительно сложно что-то определить. Мы видим искусство и быт коренных малочисленных народов Севера, понимаем, что символы с наскальных рисунков пришли от кого-то более раннего, но от кого? Чтобы это выяснить, необходимы костные останки. Их мы не обнаружили — из-за повышенной кислотности почвы они быстро разрушаются.
Кроме того, стоянка была сильно повреждена… японцами. В 1918—1922 годах они, видимо, строили здесь землянки для собственных нужд и перекопали землю совсем не так бережно, как археологи.
Однако ученые не оставляют надежд, ведь памятник очень большой — примерно 1,5 тыс. кв. м.
— Мы работали в центре, а есть еще периферия, и там шансы найти кости или еще что-то важное гораздо выше, — добавляет Евгений. — Как любил говорить исследователь и преподаватель истфака Вячеслав Копытько, на такой территории закопана не одна докторская диссертация.
Правда, теперь повезет не нам.
— Это совместный проект с владивостокскими коллегами, и на новые раскопки в начале сентября отправились они.
Что же будет с ценностями, которые уже извлекли из-под земли? Их опишут, сфотографируют и в течение трех лет передадут в какой-либо из музеев.
— Хочется, чтобы в хабаровский, — признается ученый. — Все-таки мы их нашли.