Темы номера
Премьера мюзикла «Алые паруса» состоялась в хабаровском музыкальном театре. И мне было интересно сравнить то, что я увидела на сцене, с тем, что услышала за кулисами.
Одеты с иголочки
Более 100 костюмов и около 110 головных уборов было пошито для спектакля. И масштаб действительно впечатляет. С первых минут артисты хора, одетые в серые плащи с капюшонами, заполняют собой пространство сцены. Следом за ними появляется балетная труппа в кроваво-красных костюмах и бескозырках с помпонами. На их фоне выделяется Мэри, мать главной героини, одетая в скромное светлое пальто и такого же оттенка платье. Согласно замыслу режиссера, артисты балета срывают с нее всю одежду, оставляя ее в белой майке и панталонах. Это происходит настолько молниеносно, что зритель не успевает понять, как они это сделали. На самом деле весь секрет в костюмах-трансформерах, созданных по эскизам приглашенного дизайнера Елены Чирковой.
— Каждый наряд композиционно довольно сложный, — говорит начальник пошивочного цеха музыкального театра Оксана Павлова. — Большинство состоит из нескольких деталей, которые можно снимать, выворачивать наизнанку или менять местами во время спектакля, и зритель будет видеть уже другой образ. В теории, пошив одного такого костюма в зависимости от сложности занимает от одной до трех недель, но мы справились в рекордные сроки, и на каждый наряд у нас ушло по четыре дня. Все вместе отшили за два месяца.
Пошивочный процесс — это очень кропотливый труд, ведь на всех, кто задействован в мюзикле, а это более 50 человек, костюмы изготавливались по индивидуальным меркам.
— Для того, чтобы понять, насколько сценическая одежда хорошо сидит на артисте, мы проводим три примерки, — объясняет Оксана Павлова. — На готовые костюмы крепим специальную бирку с именем того, кому они принадлежат. После чего отправляем на склад до тех пор, пока они не понадобятся для спектакля. Иногда в процессе может случайно что-нибудь порваться, тогда мы эту вещь сразу же зашиваем. Иногда, если нужно срочно, можем сделать это прямо на артисте.
Из стекла и металла
Сюжет мюзикла разворачивается на фоне металлических каркасов с прозрачными стеклянными вставками, на каждой из которых круглое окно, отороченное по периметру подсветкой, напоминающей новогоднюю гирлянду. В зависимости от замысла эти лаконичные конструкции то становятся богатым особняком трактирщика Меннерса, то трансформируются в таверну или жилище Ассоль и ее отца Лонгрена. А в конце повествования вообще превращаются в судно с алыми парусами на мачтах.
— Часть декораций мы заказывали за границей, другие в театральных мастерских Екатеринбурга, — рассказывает заведующий производственными мастерскими ХМТ Борис Тюрин. — Их уникальность в том, что они могут трансформироваться. Прозрачные панели выполнены из поликарбоната, каждая из них весит около 140 кг. В общей сложности на изготовление и сборку декораций ушло два месяца.
Теперь я Мэри
Однако на костюмах и декорациях уникальность мюзикла «Алые паруса» не заканчивается. Постановщик Сергей Юнганс внес в знакомый сюжет свое авторское прочтение, добавив новые сюжетные линии. Но на этом он не остановился и в сентябре объявил кастинг на роли Ассоль в детстве и Мэри. Претендентом могла стать любая желающая в возрасте от 15 до 25 лет. Внешность и образование не имели значения, главное — уметь петь и танцевать. По итогам конкурсного отбора честь воплотить на сцене образ главной героини выпала студентке третьего курса Хабаровского государственного института культуры Офелии Товмасян, а ее сценической матерью стала одногруппница Ксения Ковыляева.
— В последний день кастинга я увидела объявление в социальной сети «ВКонтакте» (16+) и решила отправить заявку, — делится Ксения. — После чего мне позвонили из театра и пригласили на прослушивание. Мне никогда не доводилось оказываться в похожей с Мэри ситуации, поэтому было немного сложно вжиться в этот образ, понять ее характер и ощутить внутреннюю связь с Ассоль. Ведь она идет просить денег к Меннерсу не для себя, а чтобы спасти от нищеты свою дочь. Во время репетиции я столкнулась с проблемой: я настолько входила в роль, что не могла потом из нее выйти.
На протяжении всего спектакля зрители не отрываясь смотрят на сцену, аплодируют после каждой песни, а в конце и вовсе встают и разражаются овацией. Значит, старания постановщиков, актеров, костюмеров и декораторов были не напрасны.