Темы номера
У дорожных служб нет выходных. Не успели мало-мальски привести в порядок автомагистрали после первого циклона, а тут новый подошел с очередной порцией снега вперемешку с ледяным дождем.
Директор МБУ «Север» Виталий Колтанюк по пути на работу старается объехать основные улицы, чтобы посмотреть, как отработала ночная смена, где нужно еще раз пустить реагентник, а где можно обойтись и песочником.
— Конечно, в такую погоду сыпать противогололедный «Бионорд» эффективнее, — подчеркивает Виталий Владимирович. — Он быстрее топит снег. Реагент в течение двух часов создает идеальные предпосылки для уборки дороги, после чего его нужно смести. Пройти по кругу быстро не получается, ведь у нас кто сыпет, тот и убирает, а это далеко не два часа. Мы в этом году закупили 128 тонн, больше, кстати, чем другие предприятия. Понятно, что этот реагент дороже, но результат от него лучше. Еще планируем получить 64 тонны в декабре, чтобы вторую половину зимы работать спокойно.
За такую работу не стыдно
Еще и календарная зима не наступила, а снегу навалило на два с половиной месяца вперед. И убирать его надо максимально быстро.
Свернули на улицу Комсомольскую. Зона ответственности «Севера» начинается на подъеме к Серышева. Проезжая часть достаточно чистая, расчищена до прибордюрной зоны, хотя и ее уже потихоньку начинает засыпать падающий снег. Здесь использовали реагент, и он помог привести дорогу в нормативное состояние. Этот материал положительно сказывается при температуре от -15 до -30 градусов. Видно, что ближе к обочинам проходили ротором. Поэтому и улица со знаком плюс. Где-то часа через три ее вновь начнут обрабатывать, а потом подметать.
Поднялись на Серышева, она тоже вопросов не вызвала. Свернули на Некрасова, оттуда на Металлистов, Джамбула и Тихоокеанскую. А на ней кое-где даже убран снег из прибордюрной зоны со стороны трамвайных путей.
— Другого выхода просто нет, — объясняет Виталий Владимирович. — Если начнем сваливать снег, как трамваям ходить? Поэтому или перемещаем его на противоположную сторону, или вывозим. Сложно на мостах над железной дорогой. Сбрасывать вниз снежные валы нельзя, только уборка поможет. Да и марку держать надо, ведь кроме «Севера» такие манипуляции никто больше не делает.
Мастер знает все
В диспетчерскую к восьми утра подтягивается дневная смена. Мужчины в возрасте и молодые шутят: все, мол, трудятся дистанционно, может быть, и нас как-то по такой схеме распределять? Настрой у всех боевой, несмотря на усталость. Ведь они прекрасно понимают, что без них сегодня не обойтись. И каждый выполняет свою работу качественно и добросовестно. Не может не похвалить их и мастер Юлия Пирогова, которая большую часть ночи провела на дороге.
— До пяти утра шел дождь, особенно сильно в центральной части, мы как раз проезжали колонной по Серышева, — говорит Юлия Владимировна. — Накануне днем сыпали реагент, а в ночь пошли убирать его с проезжей части. Вышли на Полярную, потом на Воронежскую, развернулись, взяв курс на Руднева, с нее на Тихоокеанскую и двинулись к центру. Обработали все спуски и подъемы. Реагент смели и ушли на подсыпку. В ночь работало четыре единицы техники, а пятая загружала песочники на базе. Хотелось бы больше машин отправлять на расчистку, но их не хватает. А Тихоокеанскую расширили, приходится кружить по ней до трех раз. Утром в субботу начнем сыпать, а уже после десяти пойдет колонна, чтобы все смести.
Смену сдал, смену принял
Пришедший в день начальник участка Андрей Щекин сразу же включился в рабочий процесс, словно и не уходил отдыхать.
— В день пойдет шесть самосвалов, два погрузчика, два МДК, реагентник и экскаватор на погрузке, — доложил в трубку телефона Андрей Ефимович. После чего, вроде как сам себе, добавил — Хотелось бы больше.
Эта фраза за утро проговаривалась не раз. На предприятии, как впрочем, и на других муниципальных, действительно не хватает ни техники, ни людей. За ночь вышли из строя две машины, а накануне полетело сцепление на большом грейдере. Комплектующие сейчас приходят очень низкого качества, и претензии не предъявишь. Запчасти производит один, закупает их другой, продает третий… Если раньше техпластина на отвале служила весь сезон, то сейчас ее хватает всего-то на несколько смен.
Отдельная тема — зарплата. Тарифная ставка дорожного рабочего 20 тыс. руб., водителя — 35 тысяч. Конечно, им добавляют, что могут. Но когда на пять МДК всего семь водителей вместо десяти, стоит задуматься. За себя и того парня можно поработать смену-другую, но не каждый день. Да и парк техники за этот год не пополнился. А те машины, что передали «Северу» после расформирования МУП «Дорожник», часть в работе, другие в ремонте. Но несмотря ни на какие трудности предприятие трудится и выполняет свои обязанности.
— Основной упор сделаем в субботу на подсыпку, — продолжает Андрей Ефимович. — Прошел ледяной дождь, следом начался снег, поэтому вариантов нет. Нужно обработать транспортные развязки, спуски и подъемы, вывезти снежные валы с Тихоокеанской и Руднева. С пяти утра уже высыпали на проезжую часть шесть тонн реагента, в день еще столько же планируем. И без песко-соляной смеси не обойдемся. В снегопад где-то под сотню тонн за сутки выходит. Противогололедные материалы заготовлены впрок. За ноябрь высыпали 2 тыс.тонн песко-соляной смеси и около 50 тонн реагента.
Ощутимую помощь оказывает и подрядчик — ООО «Хабдорремстрой», предоставивший несколько больших самосвалов для вывоза снега. Часть из них ночует в «Севере», так как на своем предприятии не могут преодолеть крутой спуск-подъем. Эта неудобство в то же время обоюдно выгодно для обоих — большегрузы всегда рядом и выходят на вывозку снега по первому требованию.
К восьми утра песочники и реагентники загрузились, водители получили путевые листы и отправились по маршруту. Смена началась. Удачи тебе, «Север».