Темы номера
С 1 сентября начнет действовать федеральный закон, регулирующий работу такси.
Этот день войдет в историю как начало новой эры пассажирских перевозок легковым автотранспортом. Авторы закона руководствовались благими намерениями, но получилось то, что получилось.
Обезопасить перевозки
Так, с 1 сентября службы такси должны передавать заказы только тем водителям, которые имеют разрешение на работу. Привлекая незарегистрированных перевозчиков, компании сильно рискуют. Если служба накопит больше 0,01 процента подобных заказов за одни сутки, это повлечет лишение права на осуществление ее деятельности. Проверять нужно будет не только разрешение на перевозку у водителей, но и автомобиль — внесен ли он в реестр такси.
Очевидно, что новая мера должна хорошо сказаться на безопасности перевозок, ведь главная идея проекта — вывести из тени незарегистрированных перевозчиков, а также тех водителей, которые не имеют водительских удостоверений, дающих право работать на территории России. Задача легализации и в том, чтобы организовать контроль над работой перевозчиков, агрегаторов и служб заказа такси.
Естественно, нововведения не всем пришлись по душе. Так, в службе заказа такси одного из агрегаторов, работающих в краевой столице, нашли вариант, как обойти закон. Теперь компания будет оказывать не услуги по предоставлению информации о перевозчиках, а заключать договор аренды автомобилей с экипажем, что предусмотрено Гражданским кодексом РФ.
Как сообщила заместитель начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства края Инна Лаврук, до недавнего времени в Хабаровске действовало не больше 500 разрешений на перевозку пассажиров в такси. И только в августе выдано еще 900 документов, а не менее одной тысячи предпринимателей и юридических лиц еще ждут своей очереди.
Золотые колесницы
То есть можно предположить, что 1 сентября на маршруты в лучшем случае выйдут около двух с половиной тысяч машин. Много это или мало в масштабах региона? Для сравнения стоит обратиться к данным статистики: только в Хабаровске в этом году перевозили пассажиров около 6 тысяч официальных и неофициальных такси. Причем основную массу составляли самозанятые. А вот им разрешения начнут выдавать только после 1 сентября. В первый день осени они попросту не смогут выйти на работу. Скажется ли это на количестве машин в городе и цене за поездку? Ответ очевиден. Эксперты прогнозируют резкий скачок стоимости заказов и катастрофическую нехватку авто с шашечками.
Кстати, о шашечках. Законом установлено, что транспортное средство должно иметь их изображение на кузове, а также обязательно наличие на крыше оранжевого фонаря установленного образца. Контролировать эти моменты должны организации, выпускающие машину на линию, то есть производящие обязательный предрейсовый техосмотр и медицинское освидетельствование водителей. Всю информацию о результатах этих процедур необходимо вносить в путевой лист. По новому федеральному закону без него выходить на маршрут и перевозить пассажиров нельзя.
Непосредственно в салоне машины с началом осени обязательно размещать наименование перевозчика, номер записи в региональном реестре такси, сведения о предоставлении перевозчику разрешения и сроке его действия, государственный регистрационный номер транспортного средства, телефонный номер для приема жалоб и предложений, а также фамилию, имя, отчество водителя. Правда, единой формы для такой информационной карточки в Хабаровске пока нет.
На маршрут через тернии
Радует лишь то, что само разрешение теперь будет выдаваться бесплатно. Однако чтобы его получить, придется побегать по инстанциям, собирая документы.
— Для регистрации необходимо подтверждение отсутствия судимости. Но это требование практически невозможно исполнить по одной простой причине — справка физлицу выдается в течение 30 суток. Таким образом, водитель просто остается без работы на целый месяц, а это нереально в нынешних условиях, — считает генеральный директор группы компаний «Лицензионный отдел» Виталий Перов.
Кстати, закон о такси предусматривает, что с 1 сентября 2023 года будут действовать региональные реестры с информацией о легковых такси. Всего их будет три: реестр перевозчиков, включающий сведения о разрешении на перевозку, реестр такси, объединяющий данные об автомобилях и их владельцах, а также реестр служб заказа такси, содержащий информацию о компании и сроке действия лицензии на услуги.
Помимо этого, водитель должен заключить трудовой договор с работодателем. Он может зарегистрироваться для этого в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого. В последнем случае оформлять ИП не нужно. Самозанятый без ИП сможет выполнять заказы такси как на собственном автомобиле, так и на арендованном у таксопарка.
Страховкой по карману
Еще один момент, говорящий не в пользу нововведений. Закон о такси предусматривает, что водители обязаны иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков, а раньше многие таксисты пользовались полисом страхования для личного автотранспорта. При этом самозанятые водители и ИП должны оформлять ОСАГО самостоятельно. Что и говорить, стоимость такой страховки ощутимо выше.
— Полис ОСАГО для такси — это проблема вообще не решаемая, — говорит водитель с двадцатилетним стажем Николай Субботин. — Многие страховщики просто отказываются оказывать эту услугу. Официально данный факт отрицают, но при обращении в компанию говорят открытым текстом: это заведомо убыточный сегмент, и страховать мы не будем.
А ведь с 1 сентября 2024 года службы такси и ИП будут обязаны заключать еще и договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Соответствующий закон 278-ФЗ подписан президентом РФ 24 июня 2023 года. До 1 сентября 2024-го все перевозчики должны заключить договор ОСГОП за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и представить информацию о нем в соответствующее ведомство. В противном случае разрешение на перевозку будет приостановлено или аннулировано.
К сожалению, ряд нововведений закона о такси негативно скажется на развитии отрасли, особенно в текущих условиях, когда имеются сложности с запчастями, подорожало обслуживание автомобилей. Но есть и плюсы. Так, например, появится ответственность служб заказа такси не только за передачу заказа водителям без лицензии, но и за вред жизни, здоровью и имуществу пассажира. В свою очередь водители — физлица обязаны будут соблюдать нормы времени управления автомобилем и отдыха. Согласно постановлению правительства от 2 июня 2023 года, продолжительность рабочего времени таксиста должна составлять не более 40 часов в календарную неделю. Кроме того, до 10 часов ограничивается ежедневное рабочее время.
Добавит ли все это комфорта и удобства пассажирам? Загадывать не будем, так как последствия нововведений мы все сможем проверить на себе уже в ближайшие дни.