Следуй за черным кроликом
logo

Темы номера

Следуй за черным кроликом

Валерия ТУЧИНА, фото автора

Возможность почувствовать себя героем сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» подарил жителям и гостям города Музей истории Хабаровска.

Такие разные традиции

— Друзья, сегодня мы приготовили вам подарки, — обратились к нам Кролик с кружевными ушами и, собственно, Алиса. — Предлагаем залезть под нашу новогоднюю елку и найти их там.

Делать нечего, встаю на четвереньки и заглядываю под нарядную зеленую красавицу в поисках праздничных презентов, но не нахожу там ничего, кроме двух конвертов. В них записки, которые должны помочь найти подарки. В одной говорится, что их унес Шляпник, а вторая зовет нас в следующий зал. В это время экскурсовод рассказывает о разных новогодних традициях.

Оказывается, нанайцы празднуют Новый год дважды — в Дни летнего и зимнего солнцестояния.

А вот первопроходцы, которые строили наш город, предпочитали Рождество, которое отмечали 25 декабря, как и остальные жители Европы. Именно день рождения Иисуса Христа и стал для нас подсказкой, потому что следующий конверт с запиской лежал прямо под рождественским вертепом, который нам нужно было собрать. С поставленной задачей мы справились и проследовали в зал дореволюционной истории краевой столицы.

— Так как птица в те времена — дефицитный продукт, капуста была основным блюдом на новогоднем столе хабаровчан в конце XIX — начале XX века, — рассказывает Кролик. — А теперь давайте нарядим елку яблоками, орехами и конфетами, как делали это жители нашего города.

Задание с подвохом

После того как мы украсили главный символ праздника, Алиса и Кролик преподали нам урок бального этикета, а именно, как правильно общаться при помощи веера. Ведь, в дореволюционном Хабаровске рождественские балы были в моде, и язык веера знали в совершенстве. Так, дотронуться им в закрытом положении до правой щеки означало «нет», а до левой — «да». Прикосновение сложенным веером к сердцу символизировало симпатию к конкретному человеку.

Здесь же, среди бальных аксессуаров обнаруживаем следующую подсказку и движемся дальше туда, где предстоит собрать домик из трех стопок новеньких карт. Их как раз хватает по колоде в одни в руки. Каждый хочет выполнить поставленную задачу, но попытка за попыткой терпим фиаско. Зато удалось найти еще один заветный конверт и переместиться в зал эпохи раннего СССР.

Новый год — запретный праздник

В нем предстояло угодить Червонной королеве и перекрасить белые розы в красные. Символично, что делать это нужно в инсталляциях времен гражданской войны. Наша монаршая особа, хоть и оказалась всего лишь манекеном в царских одеждах, смотрит на нас надменно с нескрываемым презрением. К счастью, орудовать кисточками и гуашью проще, чем строить домики из карт. В это время экскурсовод Алиса вытаскивает из топки бутафорского локомотива очередную записку. Из нее узнаем любопытный факт: оказывается, единственным заграничным путешествием Льюиса Кэрролла была поездка в Россию. В 1867 году он посетил Москву, Сергиев Посад, Санкт-Петербург и Нижний Новгород.

Ну а нам пора идти дальше. Продолжаем движение по советской эпохе.

— В первые годы советской власти праздновать Новый год было запрещено, так как он считался пережитком буржуазного строя, — поражает нас Черный кролик. — Возродить зимний праздник решил Павел Постышев. Именно он в 1935 году предложил Новый год как альтернативу Рождеству. С этой поры стали проводить утренники для пионеров.

Круг замкнулся

Пройдя через оставшуюся вереницу залов, выходим на финишную прямую и снова оказываемся в холле, с которого все началось.

На этот раз под елкой нас дожидается внушительных размеров коробка, а в ней конфеты, упакованные в мешочки по три штуки. Именно их и раздает Алиса как награду за смекалку и сообразительность.

Финальное фото на память в зеркале — и волшебный мир Льюиса Кэролла остается позади.

— Это первое новогоднее мероприятие, которое мы проводим для взрослой аудитории, — говорит специалист культурно-просветительского отдела музея Василина Мишоян. Квест подготовили за две недели. Самое сложное — совместить биографию английского писателя и историю празднования Нового года в Хабаровске. Именно поэтому я проводила мероприятие вдвоем с заведующей культурно-просветительским отделом музея Майей Реджеповой, которая была в образе Черного кролика — символа наступающего года. Так как он и Алиса разные по характеру персонажи, каждый отвечал за свою линию повествования. Не исключено, что и в следующем году придумаем что-нибудь новогоднее для взрослых. Ведь они тоже хотят поверить в чудо.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)