Сложить искусство из кусочков
logo

Темы номера

Сложить искусство из кусочков

Дарья УЛАНОВА, фото автора, Нины ЖИГУНОВОЙ, Дмитрия МОРОЗОВА и из открытых источников

Казалось бы, мы уже успели полюбоваться почти всеми архитектурными красотами родного города: куполами, витражами, кирпичной кладкой… Но есть искусство, которое до сих пор было в стороне: монументальная мозаика. И у нее в Хабаровске своя интересная история.

Возможно, кстати, не такая богатая, как в соседних краях и областях, хотя началась она тоже с советских времен. К примеру, в группах «Советская мозаика на Дальнем Востоке» чаще мелькают Приморье, Сахалин и даже Комсомольск-на-Амуре. Хотя нам тоже есть что рассказать и показать. Плоская и объемная, реалистическая и абстрактная, разноцветная и монохромная ― все эти образцы, к счастью, сохранились на наших улицах и до сих пор доступны невооруженному взгляду всех желающих.

Но предлагаем начать с очевидного.

Что общего у разной красоты

дк+скиф.jpg

Если нам предложат вспомнить какое-нибудь известное местное мозаичное полотно, на ум, скорее всего, придет сюжет на фасаде ДК профсоюзов: сине-рыжие мама, папа и сын приветствуют новый день, а за их спинами вовсю кипит солнечное производство и осваивается безбрежный космос. Затем, наверное, всплывет в памяти цветной квадрат в середине здания по ул. Серышева, 60. Там волны, лучи и что-то похожее на колосья ― ничего не понятно, но очень красиво.

А если подумать еще, то мысленный взор обрисует оранжевую, как небо, солнце, верблюд, а также мамы и дети в советской песне, атлетку на торце академии физкультуры. Над головой она поднимает олимпийские кольца.

Все ли это? Нет! Жители Индустриального района наверняка назовут невероятно выразительные объемные панно «Учитесь, дерзайте, изобретайте» и «Безъядерный мир планете» (особенно актуальное сейчас) по бокам от входа в бывший индустриально-экономический, а теперь колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания. А горожане из Краснофлотского ― графичные композиции на автодорожном техникуме (сейчас автомеханический колледж).

VrrGhsNOWJo.jpg

А теперь сюрприз: у всех этих огромных величественных работ один и тот же автор! Расцвет хабаровской мозаики неразрывно связан с именем знакового дальневосточного художника Николая Долбилкина (1923—2010).

Символы и память сердца

Николай Павлович родился в Казахстане, прошел Великую Отечественную войну, затем учился в Москве у самого Александра Дейнеки, а после завершения образования в 1955-м по приглашению приехал в Комсомольск-на-Амуре. Там он создал свою первую большую и серьезную мозаичную работу — панно «Молодая гвардия» на тему войны.

— Именно мозаики и фрески выражали в православной художественной традиции события высокого звучания, — вспоминал художник в интервью. — Моя «Молодая гвардия» — решение темы современной Голгофы, на которую жертвенно взошел русский народ. Мне запомнились самоотверженные лица сестер милосердия, помогавших раненым. Эти горящие сочувствием глаза глубоко впечатались мне в память…

Было это, напомним, в 1950-х. Там же, в Городе юности, в 1959 году состоялась его первая персональная выставка.

В Хабаровск он перебрался уже в 1965-м, успев завершить целый цикл монументальных картин об истории молодежи России. И здесь трудился не покладая рук, вызывая горячий интерес публики: для жителей краевого центра это было что-то совершенно новое. При этом монументалист Долбилкин, хоть и следовал советским канонам (изображал героев труда, науки и спорта, лишь изредка позволяя себе абстракции), выработал собственный почерк. Некоторые его произведения открыто называли странными.

IMG_20221116_102403_3.jpg

— Я был обязан найти образ того или иного учреждения, его символ, — объяснял он в ответ. — То, что вы видите, и есть тот самый информационный символ. Панно на институте физкультуры, например, — классическая поза спортсмена.

Теряем что-то важное…

Его работы есть не только в Комсомольске и Хабаровске. На фасаде библиотеки в Советской Гавани им выполнена мозаика «Просвещение» (1976), на здании детского профилактория авиаторов в Переяславке — панно на тему «Космос», а на родине в Рудном Алтае — мозаика «Ландшафты Алтая» площадью 240 кв. м!

Рельефы на здании индустриально-экономического колледжа Николай Долбилкин делал уже в 1990-е, а ряд мозаик заканчивал серьезно больным. И ценность его наследия не только в том, что это произведения высокого уровня. Они еще и первые в этой части страны! По крайней мере, так утверждал заслуженный художник России Евгений Короленко:

— Надо сказать, что свои работы Николай Павлович заканчивал после тяжелейшей операции. Какой героизм нужен был этому человеку — сделать огромнейшие, первые на Дальнем Востоке мозаики! Это был действительно подвиг!

О том, что с закрытием заводов, фабрик, пионерлагерей мы теряем что-то важное еще и с точки зрения искусства, заговорили всего несколько лет назад. Неравнодушные люди стали массово фотографировать советские мозаики и размещать в интернете, чтобы сохранить хотя бы память о них. Так, еще доступна работа Долбилкина на территории ТЭЦ-1 на Пятой площадке, а вот панно на зданиях бывшего ЦНТИ по улице Пушкина или фабрики нетканых материалов — уже нет.

mQM33wUYiec.jpg

«Очень жаль, что в городской среде за 30 лет после развала СССР не появилось ничего ярче, монументальней и сильнее этих советских артефактов, — рассуждает в блоге один из таких энтузиастов, бывший хабаровчанин, а теперь столичный дизайнер Тимофей Декало. — В нынешней действительности они иррациональны и немыслимы. Цена панно, возможно, сопоставима с ценой самих построек, которые они украшают. Ценность — многократно превосходит».

Значит ли это конец хабаровской мозаики? К счастью, нет.

Неочевидное и невероятное

Нам кажется, не стоит забывать пусть небольшие и неочевидные, но весьма выразительные работы, которые выполнялись на самых обычных домах или даже просто на тротуарах (!) как в советское время, так и позже.

IMG_20221116_104828_2.jpg

Например, если вы будете подниматься по улице Истомина от Амурского бульвара вверх к улице Серышева, ваш взгляд обязательно зацепится за стандартную хрущевку справа. Она ничем не отличается от пятиэтажных собратьев, кроме одного: оба ее торца сверху донизу украшены потрясающей зеленой мозаикой с листьями и кувшинками. Причем это не традиционные квадратики смальты, а куски полупрозрачного стекла. Как обычный дом-коробка стал произведением искусства, неизвестно. Но стал и продолжает быть (спасибо людям, которые регулярно очищают панно от уродливых объявлений).

IMG-20220915-WA0009.jpg

Повезло и родителям, которые каждое утро ведут своих отпрысков в детский сад № 1 по ул. Мирной, 5. На этой постройке 1987 года есть целая серия оригинальных мозаик с птицами, космонавтами и даже Икаром.

А иногда маленький шедевр можно найти прямо под ногами: так, напротив салона красоты на перекрестке улиц Пушкина и Ким Ю Чена прямо на земле узорная бабочка со стрекозой кружат над листом папоротника. И это уже явно современная штука. Как и мемориальная табличка в честь художника Бориса Шахназарова на доме по ул. Фрунзе, 65. Ее мозаичное оформление — отдельный вид прекрасного.

табл+бабочка.jpg

Стильно, модно, молодежно

Ну а самое радостное, наверное, в том, что примерно с 2010-х уличная мозаика получила новую страницу развития. Внезапно она возродилась в стрит-арте, неформальном уличном искусстве. Интересные работы в этой технике стали появляться в разных городах России, например в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге (оба города считаются неофициальными столицами российского стрит-арта). В последнем, кстати, новую мозаику увидел преподаватель истории из хабаровской школы № 85 Дмитрий Морозов.

Учитель года Хабаровского края и один из лучших педагогов страны, известный своим креативным подходом, так впечатлился, что решил и сам стать стрит-артистом. И знаете, у него получилось. За год с небольшим жизни нового проекта «Бетон и волны» на улицах Хабаровска и других населенных пунктов появились больше ста мини-панно. От покемонов и смешных «пиксельных» персонажей Дмитрий перешел к более сложным работам с социальным подтекстом, таким как акула, которая попадается на крючок с надетым на него сердцем (ул. Прогрессивная) или парашютистом, чей купол не раскрылся (переход близ арены «Ерофей»).

морозов1+1.jpg

— Я выкладываю «плиточки» на серых и грубых стенах, чтобы сделать город чуть ближе к его жителям, — пишет про свое начинание молодой педагог.

То есть напрямую наследует лучшим традициям советских мастеров. К сожалению, сейчас проект заморожен. Но, надеемся, он вернется на наши улицы, и у истории хабаровской мозаики будет следующая объемная глава.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)