Темы номера
Все выходные ночью и днем хабаровские дорожники расчищали городские магистрали, пешеходные переходы и остановки общественного транспорта, чтобы рабочая неделя у горожан началась комфортно.
Воскресное утро каждый предпочитает проводить по-разному: перещелкивая каналы ТВ, серфя по соцсетям и оставляя комментарии. Работники МУП «Южное» выходной день встречают на дороге: их задача — максимально расчистить город после снегопада.
Подскажут ротора следы
Почти месячная норма осадков ― не шутка. Избавиться от снега даже опытным специалистам нелегко ― слишком большие объемы. Мы движемся с Александром Капитулиным, начальником производственного участка по Индустриальному району МУП «Южное», по улице Краснореченской со стороны центра.
― Основной вывоз и уборка проходят по ночам, когда движение на трассах не такое интенсивное, ― говорит он. ― Работают семь-восемь звеньев. Видите, валы вдоль дороги? Это наша ночная смена сгребла снег с магистрали. Сейчас погрузчик идет и очищает. Главная задача на сегодня ― разобрать на остановках, пешеходных переходах все, что нагребли за ночь.
Еще в субботу Краснореченская была в снежных колеях, машины и автобусы подскакивали, как на кочках. Подтверждаем, так как довелось испытать это на себе. Сегодня дорога выглядит совсем иначе, и авто идут ровно и без тряски.
― Как оцениваете работу?
― На твердую четверку по пятибалльной шкале. В понедельник ожидаем потепление, засыплем проезжую часть реагентами, остатки снега, которые не удалось срезать, подтают и исчезнут. Осадков пока не ожидается ― мы прогноз погоды всегда мониторим. Как только тучи сгущаются, стягиваем все силы, привлекаем людей дополнительно, задействуем сторонние организации. Сейчас около 40 единиц привлеченной техники по ночам на уборке снега.
Кто прошел перед нами, начальник участка определяет по следам. Ровные, будто срезанные острейшим ножом, снежные стены по краям дороги ― ротор. Он режет и перекидывает затвердевший снег с обочины. Затем его еще предстоит собрать и ввезти.
Свободные карманы
Сегодня задействована техника от крошечного бобкэта, которому по силам пробивать пешеходные дорожки, до крупногабаритного фронтального погрузчика. Его мы встречаем на остановке «Парк им. Гагарина». Водитель дядя Саша виртуозно поддевает грязно-белые глыбы и выталкивает их подальше от кармана. Здесь ландшафт позволяет переместить появившуюся после ночи гору в овражек. Там она никому не будет мешать.
― Мне сегодня надо пройти остановки на Краснореченской до Прогрессивной, а оттуда двину на Пионерскую, ― делится планами на воскресенье дядя Саша.
Не отвлекаем, делаем снимки, стараясь не завалиться в яму вместе со снегом, и едем дальше. По пути проводим планерку, даже не выходя из машины ― на светофоре поравнялись с муповской техникой.
― Песок на перекрестках не забывайте подсыпать, ― обращается к водителю Капитулин.
Тот недоумевает ― как же умудрился пропустить? Ведь старается подсыпать везде. Что поделаешь ― человеческий фактор!
― Нам еще три-четыре дня, и мы со снегом сможем справиться, ― уверен Александр Сергеевич. ― Главное, чтобы без форс-мажора и оставленных вдоль дорог машин.
Брошенные авто ― постоянная головная боль. Заезжают грейдером во двор, а там машин видимо-невидимо! И почистить нормально нельзя, и зацепить страшно.
Тик-токарь третьего разряда
Но самое большое зло ― диванные критики. К соцсетям у дорожников особое отношение.
― Было очень обидно, когда наши мужики без обеда работали, снег счищали, чтобы больше успеть сделать, ― рассказывает Александр. ― И тут на машине щетка подломилась, остановились, стали смотреть, как исправить, а их кто-то сфотографировал и выложил в соцсети. Мол, посмотрите на них, вместо работы за шаурмой выстроились! Я нашим не стал говорить, чтобы не расстраивать, они только вечером увидели, когда со смены пришли. Конечно, возмутились ― даже на фото понятно, что работники в жилетах возле техники, а за шаурмой совсем другие люди в очереди стоят. Но разве объяснишь им? Или когда первый снег выпал, начали фото нашей техники в Сети постить и писать: «Оказывается, они существуют!» Да мы тут всегда, работаем каждый день и каждую ночь. Много снега выпало, не успеваем сразу все убрать. Надо немного подождать, и мы справимся. Когда снег начинается, выезжаем чистить, а «эксперты» опять недовольны: «Что они там метут, только солярку жгут зря!» Тик-токари третьего разряда!
Надо отдать должное ― не все горожане критикуют в Сети дорожников. Рассказывают, в городе есть неизвестный помощник с лопатой. Ночью пристраивается за колонной техники на своем «Приусе» и расчищает за ними пешеходные переходы. Без постов в интернете и не ради лайков, а чтобы те же диванные эксперты утром могли спокойно перейти дорогу.
Многофункциональный отвал
Круглые сутки на снегоотвале кипит работа. На пустырь недалеко от улицы Морозова П.Л. грузовиками свозят убранный с трасс снег и разравнивают его техникой.
― С утра уже 15 самосвалов сгрузили, а я их расчистил, ― говорит машинист бульдозера Валентин Павлович.
Территория снегоотвала внушительная. Под нами утрамбованный метровый слой снега, по краям около семи-восьми метров. Бульдозером его сдвигают на края огромной поляны, к обрыву, возводя стену.
― Раньше тут был золоотвал, ― объясняет Александр Сергеевич. ― Летом свозим сюда пескосмет — смесь песка и соли, которую разбрасываем на дороги в холодное время года. Зимой складируем снег. Территория большая ― можно со всего города снег свезти.
Завершаем объезд по району, заглянув на Пионерскую, где прокладывает путь пешеходам маленький погрузчик «Бобкэт», предоставленный краевыми спасателями. Пора планировать работу на ночь и на следующий день. Ночью колонна грейдеров отправится по Пионерской от Богачева до Запарина. Результат труда жители Индустриального смогут оценить, когда утром отправятся на работу. И возможно, даже похвалят в соцсетях.