Темы номера
На дороги города высыпано 626 тонн песко-соляной смеси (ПСС) и 16,8 тонны реагента с вечера пятницы по воскресенье включительно, вывезено 311 куб. м снега.
Все коммунальные предприятия трудились в авральном режиме, машины если и заезжали на территории баз, то только для того, чтобы пополнить бункеры новым запасом противогололедных материалов.
МБУ «Север» содержит более 100 км дорог. Ранним утром в субботу и.о. директора Виталий Колтанюк уже на маршруте, оценивает работу ночной смены и делает выводы, куда в первую очередь нужно направить машины дорожные комбинированные (МДК).
— Они универсальные, — говорит Виталий Владимирович. — В бункере или реагент, или ПСС, впереди отвал, чтобы снег отгребать к обочине, посередине днища щетка. Сначала сыпем, потом сметаем, опять сыпем. Снег закончится — подключаем всю технику, тяжелую в том числе, чтобы убрать его с проезжей части. А он после обработки рыхлый, легко поддается. Сегодня взяли еще привлеченную технику. Подрядчик вывел на улицы фронтальный погрузчик и несколько самосвалов, которые с самого утра чистили автобусные остановки, заезды к ним и вывозили снег.
Змейка на проезжей части
Едем по улице Серышева, которая в этот предрассветный час почти пустынна. Навстречу медленно ползет реагентник, за рулем которого один из лучших водителей «Севера» Виталий Петров. Он отработал накануне полторы смены, немного отдохнул и к шести уже вновь был на базе. Знает, что с водителями туго, их на шесть машин всего десять, а должно быть двенадцать. Так и крутятся, подменяя друг друга. Две минуты перерыва, и реагентник вновь продолжил работу. На перекрестке Калинина — Серышева встал на светофоре. Каждый шофер строго соблюдает ПДД, хотя на машине включены проблесковые маячки, да и на встречке никого. Загорелся зелены и эмдэкашка поехала дальше, виляя из стороны в сторону, делая своеобразную змейку на проезжей части.
— Этот метод на наших предприятиях давно внедрен, — поясняет Виталий Колтанюк. — Ни в одном учебнике нет его описания. Он удобен, потому что водитель, прижимаясь к осевой части дороги, захватывает сразу и правую и левую стороны. А если он будет ехать точно по своей полосе, то половина реагента улетит на газон. И материал экономим, и снег топим на автомагистрали. Улица Серышева, кстати, одна из лучших на этот час, снег уже талый, он к дороге не прилипает, и в дальнейшем его убирать проще уже не грейдерами, а только щетками. В 12 прометем. и будет чисто. Реагента на зиму хватит, 124 тонны заготовили, в январе еще вагон подойдет, а закупить бы вагонов десять, вообще жили бы без проблем.
Патрульная уборка
Свернули на Калинина, оттуда на Советскую. Здесь техника не проходила, поэтому дорога вся в снегу. От перекрестка пошли вверх по Запарина опять к Серышева.
— Видите, какая разница между дорогами, которые убирались, и теми, что нет, — продолжает Виталий Владимирович.— Укатают сейчас Советскую, придется грейдер сюда отправлять. Не успеваем объехать все улицы двух районов за такое короткое время. Понимаю, что надо успевать, и люди стараются, но машин маловато.
Повернули на улицу Некрасова, с нее на Металлистов и Джамбула, оттуда на Правобережную. По ней хоть и не ходит общественный транспорт, но она альтернативна Тихоокеанской и Воронежской. Поэтому за ней следят всегда.
— По технологии должны снег убирать сразу, но пока он идет, сделать это невозможно, — замечает Виталий Владимирович. — Лучше посыпать ПСС или реагентом. Такая уборка называется патрульной, потому что делаем одно и то же до тех пор, пока не появится результат — чистая дорога. По Орджоникидзе и Джамбула техника проходила, здесь сыпали ПСС. Он работает нормально. Смесь готовим каждый день, сегодня ее примерно 1 000 тонн.
Пока ехали, заметили две застрявшие на подъемах машины: фура не смогла подняться к базе в районе «Дальдизеля», и мусоровоз «Мерседес» встал на повороте в жилмассив на Бойко-Павлова.
Пора переходить на реагент
Где снег не чищен, его засыпают песком, сверху снова ложится снег, и получается такой слоеный пирог. Удалить его позже может только грейдер. А с весны до осени коммунальщики убирают остатки песка из прибордюрной зоны пылесосом или вручную. Этот инертный материал стирается и превращается в пыль, очень, между прочим, вредную для экологии. Крупные российские города давно отказались от ПСС, все перешли на реагент. Конечно, он дороже, но если подсчитать затраты на весенне-летнюю уборку, то они и подскажут, что выгоднее.
— Мне довелось немного поработать в Национальной ассоциации зимнего содержания дорог, — пооткровенничал Виталий Колтанюк. — Приехал как-то в Сургут в самые холода. Для города закупили универсальный «Бионорд». Провели первичную обработку реагентом 150 г на 1 кв. м, через полчаса повторили — и наледь на дороге поплыла. Поэтому, когда говорят, что реагент не работает зимой, это неверно. Был в Казани, там закупают только реагент. Мы можем себе позволить до 200 тонн, а они используют его в разы больше. Можно гранодиорит еще использовать, но не песок. Конечно, тонна реагента стоит около 32 тыс. руб., песок намного дешевле, но эффект виден весной, когда затраты на уборку прибордюрной зоны колоссальные.
Что мешает уборке
Работать в условиях горда всегда тяжело. Особенно мешают припаркованные вдоль обочин машины, которые не позволяют технике пройти по всей ширине дороги.
Настоящую опасность для МДК представляют и лежачие полицейские. Водители даже если и притормаживают, то все равно могут поймать какую-то проблему. Уже был случай, когда груженый КамАЗ зацепил за выступ щеткой и погнул ее, а там ведь гидравлика, насосы. Оборви все это, и выпала бы одна единица из работы. В тот раз обошлось без серьезных последствий, но машина на сутки вышла из строя. Поэтому в «Севере» каждый маршрут прорабатывается детально, с напоминанием о возможных препятствиях.
Колонна, на выход
Территорию предприятия освещают фары работающей техники. К восьми утра вернулись все песочники и реагентники. По очереди вновь загружаются и выстраиваются в колонну.
В диспетчерской народу хватает, но при этом здесь относительно тихо. Ночной мастер Юлия Пирогова собирает путевые листы, делает пометки в журнале о проделанной работе.
— В ночь по районам курсировали четыре машины, — говорит Юлия Владимировна. — Конечно, маловато, но больше нет. В первую очередь убирали дороги, по которым ходит общественный транспорт. Проблема может быть только одна — отказ техники. Оно и понятно, двигатель не выключается ни на минуту сутками. Стараемся тут же все исправлять, порой прямо на трассе что-то меняем.
На смену заступает начальник участка Андрей Щекин. Он и формирует колонну, которая с минуты на минуту должна выйти по маршруту Воронежское шоссе — улицы Победы — Тихоокеанская — Руднева — Трехгорная… В день подготовлены четыре МДК, тракторная щетка, три фронтальных погрузчика, пять самосвалов, два мусоровоза и привлеченная техника.
— Решили еще раз пройти по основным дорогам, хотя снег не прекращается, — говорит Виталий Колтанюк. — Надо его убирать с проезжей части как можно быстрее, пока не укатали. Давайте во главе колонны поставим Петрова, а в замыкающей поедет мастер Виталий Онищук. Николаич, ты процессом руководи, подсказывай кому вправо, кому влево подвинуться. Если какой отказ произойдет, ребята не сразу могут заметить, а тебе все видно. Поехали, всем удачи.
К восьми утра транспорта на улицах стало больше, и не все соблюдали скоростной режим и дистанцию. Многие так и норовили обогнать спецтехнику, юзом, но обогнать. Хотя дисциплинированных автомобилистов оказалось все же больше. Они останавливались, когда спецтехника начинала разворачиваться на проезжей части. За ночь водители высыпали 115 тонн ПСС, а с шести до восьми утра 4,8 тонны реагента. Впереди рабочие суббота и воскресенье. И «Север» сделал все возможное, чтобы к понедельнику дороги стали проезжими и нескользкими.