Спасение в клетке
logo

Темы номера

Спасение в клетке

Нина ЖИГУНОВА

Ежечасно в нашей стране два-три человека узнают о страшном диагнозе, который связан с заболеваниями крови. И примерно каждому пятому из них для спасения требуется пересадка клеток костного мозга.

В это же время сотни человек становятся донорами стволовых клеток, даря тяжелобольным людям шанс на выздоровление и полноценную жизнь. При этом есть одно но — регистр потенциальных доноров в России слишком мал, и далеко не всем удается подобрать подходящего. А ведь для больных с рядом наследственных недугов и раком крови, прошедших всевозможные виды лечения, донорские клетки порой — последняя надежда на спасение.

Добро пожаловать в регистр

На сегодня в российском регистре доноров костного мозга всего 100 тысяч человек, что в 80 раз меньше, чем в Германии, и в 100, чем в США.

— В нашем городе операции по трансплантации стволовых клеток не выполняются, но это не мешает хабаровчанам становиться донорами, — говорит главный врач краевой станции переливания крови Оксана Кожемяка. — С 2016 года мы занялись рекрутингом, и 860 человек уже вступили в регистр. Это очень важно, ведь наша страна многонациональная, а значит, и доноры нужны с разными генотипами. В Хабаровском крае высокие показатели по ДФО. В этом году к нам присоединились республики Бурятия и Саха (Якутия) — из этих регионов в регистр включены по 200 потенциальных доноров, а также Сахалин и Камчатка — по 10 человек. В настоящее время наш опыт изучают Приморский край и Амурская область.

Трансплантация стволовых клеток уже давно используется для лечения больных с лейкозом, лимфомой, нейробластом, апластической анемией и рядом других заболеваний. Но вероятность найти донора крайне мала — 1:10 000. Сначала проверяют на совместимость родственников, и здесь везет лишь одному из четверых. Остальным надо искать подходящего среди посторонних людей, готовых помочь бескорыстно. Ранее российским гражданам были доступны наряду с нашими базы данных Израиля, Германии и США, и хотя процедура за границей в три-четыре раза дороже, чем в России, шансов у больных было в десять раз больше. Введение санкций усложнило взаимоотношения с регистрами иностранных государств, и тогда у нас задумались о создании собственного.

— Раньше свои банки данных были у ведущих в этой области медучреждений и благотворительных фондов, а в сентябре 2022-го вступило в силу постановление президента РФ о создании единого федерального регистра доноров костного мозга, — объяснила Оксана Кожемяка. — Это значительно упростит поиск, так как все будут собраны в одном месте, а еще обеспечит защиту персональных данных, что немаловажно. Причем подать заявку на вступление в регистр сегодня можно через портал госуслуг, где в разделе «Здоровье» есть подраздел «Донорство». Там можно увидеть всю информацию о себе как о доноре крови и подать заявку в рекрутинговый центр региона.

Со всей ответственностью

В нашем крае таковым является станция переливания крови. И как только к ним попадет информация, они пригласят потенциального донора, с ним побеседует врач, расскажет о процедуре, объяснит ее правовой статус. Если человек не передумает, у него возьмут кровь или мазок из полости рта и отправят в НИИ гематологии и переливания крови г. Кирова. Там проведут типирование и внесут данные в регистр. Когда больному требуется донор, врачи обращаются в банк данных. найдя подходящего, делают у него повторный забор крови и типируют уже на совместимость с конкретным реципиентом. Совпали — донора приглашают в НИИ г. Кирова и берут у него стволовые клетки.

— Процедура эта сегодня достаточно простая и безопасная для донора, — заверила Оксана Валерьевна. — Она очень похожа на забор тромбоцитов или лимфы, который мы проводим здесь на станции. И в отличие от забора крови процедура продолжается несколько часов. Затем донору требуется несколько месяцев на восстановление, после он опять может сдавать кровь.

Почему опять, спросите вы? Да потому что в банк данных в нашем центре стремятся вносить только тех людей, кто является постоянным донором крови, понимая важность данной миссии.

— В нашей базе сегодня чуть больше 10 тысяч фамилий — это те, кто регулярно сдает кровь, у них на счету десятки донаций, — объясняет главврач станции. — Почему это важно? Потому что человек ответственно и осознанно подходит к процедуре. Вы представляете, что донор совпадет, но когда ему предложат, он откажется. Каково будет больному, его близким? Им придется жить с мыслью, что дорогого человека можно было спасти, но... По этой же причине в регистр мы предпочитаем вносить только мужчин, ведь у женщины вероятность появления объективных причин для отказа выше.

Идеальный донор

Снимок экрана 2022-11-25 135212.png

Впервые хабаровский донор совпал в 2019 году, он сразу согласился, и его клетки пересадили больному ребенку. После этого еще четыре хабаровчанина побывали в НИИ гематологии и переливания крови и тем самым помогли незнакомым людям справиться с тяжелым недугом.

— Донорство костного мозга — процедура в нашей стране безвозмездная и анонимная. И о том, кого он спас, донор может узнать только через несколько лет после выздоровления больного, — уточняет Оксана Валерьевна. — Донору оплачивается проезд к месту забора клеток, а также предоставляется возможность взять несколько дней на восстановление. Раньше существовало убеждение, что донором стволовых клеток можно стать единожды, но в мире уже имеются примеры людей, которые не раз жертвовали свои клетки другим. А в НИИ гематологии Москвы есть женщина-волонтер, которой когда-то спасли жизнь путем пересадки клеток, а после выздоровления она сама стала донором.

В нашем городе живут пять мужчин, которые помогли незнакомым людям справиться с недугом. А первым стал Никита Гордиенко. На станцию переливания крови он пришел, взяв пример со старшего брата, у которого редкая 4-я группа крови, и тот регулярно сдает кровь.

— Там выяснилось, что у меня 1-я группа, которая подходит всем, и я — идеальный донор, — рассказывает молодой человек. — После нескольких донаций мне предложили войти в банк доноров костного мозга, все объяснили, и я согласился. И примерно через год позвонили и сказали, что я совпал. Прошел расширенное медицинское обследование, и когда установили, что противопоказаний для забора клеток нет, со мной связался доктор из Кирова, который непосредственно проводит процедуру, и еще раз все подробно объяснил. Причем мне постоянно говорили, что дело добровольное и можно отказаться на любом этапе. Но даже мысли такой не было, да и дома поддержали. Мама, когда узнала, сказала: «Это здорово! Давай езжай!» Сама процедура несложная, но достаточно продолжительная, и на моем здоровье она никак не отразилась. Через полгода я вернулся к регулярным донациям, и если вдруг опять позвонят, то соглашусь.

Еще Никита добавил, что донорство крови — процедура полезная для человека, особенно для мужчин, род деятельности которых ввязан с риском травм или ранений.

— Когда регулярно сдаешь кровь, организм привыкает к кровопотерям, и в случае получения раны человек сможет сохранить сознание и быстрее восстановиться, — объяснил он. — Поэтому советую всем, кому позволяет здоровье, сдавать кровь. Да и донорство стволовых клеток — процедура очень важная. И бояться здесь нечего.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)