Темы номера
Собственный завод может открыть хабаровский студент Александр Сидоркин. С цехами, оборудованием и сразу с вымпелами ударников производства. Причем, поместиться он вполне сможет в типовой квартире.
Станки хоть и действующие, но размером не больше обычного советского чемодана.
Бросать жалко
Все добро ― и технику, и плакаты ― парень спас для истории в хабаровских предприятиях, не переживших перестройку.
Наведываться в старые цеха стал относительно недавно. За два года насобирал добра столько, что сейчас коллекцию измеряет не количеством экземпляров, а объемом. Всего старыми вещами заполнены две дачи, гараж и комната, где среди экспонатов советского трудового прошлого проживает и сам собиратель.
― Крупные макеты, конечно, в квартире не поместятся, я их в гараже сложил, а у меня небольшие вещи и те, которые могут испортиться, ― объясняет Александр. ― Например, картина художника Григория Зорина, которая раньше висела в музее завода «Дальэнергомаш». Я ее подарил музею истории Хабаровска, но там почему-то от нее отказались ― вернули обратно. Храню у себя ― не бросать же!
Вероятно, особой художественной ценности полотно не имеет, но на ней изображены реальные люди, когда-то работавшие на заводе. Что за мероприятие легло в основу сюжета, можно только предполагать: либо митинг в честь Первомая, либо выход на субботник. В переднем ряду строгие мужчины в серых костюмах с красными бантами на груди ― это ветераны предприятия. За ними ― заводчане, фоном ― стена заводоуправления с портретом Ильича. Теперь вся эта компания украшает комнату Александра. Выходит, он в своем домашнем музее не только собиратель, но и смотритель.
Все вокруг советское
Интерес к СССР, застать который парню не довелось, ― родился он уже в другой стране, созданной на руинах предшественника, сам студент объясняет просто. Все советское окружает его с детства: люди, дома, мебель, кино и искусство. Как тут не влюбиться?
― Дедушка работал авиамехаником на «Дальавиа», приносил мне списанные приборы, мы их вместе разбирали-собирали, изучали, как устроены, ― вспоминает парень. ― Наверное, тогда во мне и сформировалась любовь к советской технике, хотя я сам я гуманитарий чистой воды. И учусь на юриста. Но даже не знаю, как описать чувство, когда оказываешься в закрытом цеху, представляешь, как тут было раньше, работали станки, выпускалась продукция, сколько людей трудились и мечтали о будущем. Это завораживает, хочется хоть что-то сохранить в память о том прошлом. Я был уже на многих советских предприятиях, но больше всего мне жаль завод им. Горького и «Дальдизель». «Дальдизель» ― вообще моя любовь! Такая мощь, с ним столько связано в истории города! Конечно, грустно, что он умер.
― Как же вы туда проникаете? Через заборы?
― На самом деле дикарем очень редко. Договариваюсь с руководством, чтобы пустили, разрешили походить по территории, цехам, побывать в музее предприятия. Обычно отзываются, только с двумя пока никак не удается договориться. Хожу по цехам, беру экспонаты, если начальство не против. С «Дальдизеля» у меня, например, есть макет дизельного двигателя ― такие еще в техникуме, гродековском музее и истории города. Буклеты продукции и минометный снаряд, которые на заводе в Великую Отечественную войну делали.
Снаряд детям не игрушка
В какой-то момент просто собирать и складывать в гараж и отвозить на дачу стало мало. У любого коллекционера возникает желание свои сокровища показать людям ― иначе теряется смысл в накоплении предметов.
Собственный музей промышленного Хабаровска пока в проекте. В этом году Александр свою коллекцию продемонстрировал в городском конкурсе «Лучший хранитель истории» и удосужился диплома за большой вклад в сохранение исторического наследия города. Правда, жюри посоветовало студенту аккуратнее обращаться со своими находками. Не ради их сохранения, а для здоровья ― на старой бумаге вполне могут обжиться клещи, а с этими гражданами лучше дела не иметь!
― Подумаешь, клещи, ― отмахивается Сидоркин. ― Сколько я уже плакатов из цехов, грамот и прочей бумаги перетаскал, ни разу клещ не попался!
Поощрение на городском конкурсе вдохновило парня на открытие выставки ― во время каникул часть своей коллекции он демонстрировал в Доме культуры «Северное сияние».
― Это моя первая выставка, ― рассказывает парень. ― Рассчитывал на более взрослую аудиторию, которой было бы интересно услышать про промышленность СССР, а приходили только дети из пришкольных лагерей. Школьников больше интересовало, что можно покрутить, чем постучать. Поэтому их всех привлекала старая печатная машинка ― они таких не видели ни разу, прибор для создания вакуума, у которого крутится ручка и модель токарного станка ― его можно включить, и он как настоящий. На нем даже можно детали вытачивать, если умеешь. И, конечно, их впечатлил снаряд, который «Дальдизель» выпускал. А лекцию мою они вряд ли запомнили ― маленькие еще.
На которых еще не бывал
В группе «вКонтакте» (16+) Александр с единомышленниками создал группу, куда выкладывает фотоотчеты о заводах и фабриках, которыми некогда славился Хабаровск. От некоторых только и осталось, что фотографии, оцифрованные молодым энтузиастом.
― Хочу еще на завод алюминиевых конструкций попасть, переснять материалы музеев судостроительного и «Амуркабеля», ― перечисляет парень объекты, на которых еще не бывал. ― «Дальтехгаз» и Картонно-рубероидный в перспективе. Еще планирую отыскать что-то об «Авторемлесе».
― Александр, а закончатся хабаровские заводы, что делать дальше?
― Я уже думал про это. Рано или поздно, соберу информацию и экспонаты со всех. Начну изучать другие города, уже сейчас иногда в Приморье заглядываю. Мечтаю отправиться по городам центральной России промышленным туристом. Это должно быть очень интересно. Съезжу и поделюсь потом с хабаровчанами.