Темы номера
Утренние экскурсии по городу возобновил альтернативный музей «Лимонарт».
Скажете, что тут, мол, такого ― в Хабаровске многие компании проводят прогулки с историями. И будете не правы. Так рано не начинает работу ни один гид.
«Вчерашние люди»
Попасть в группу надо изловчиться ― набирается она мгновенно, как только объявляют тему и дату. Здесь мне повезло ― кто-то в последний момент понял, что не рассчитал свои силы, и отказался. В принципе, потом такие же сомнения охватили и меня. А все потому, что экскурсия по центру города назначена на 7 часов утра воскресенья.
Город еще спит, когда ты добираешься к месту сбора на площади Ленина. Причем спит в буквальном смысле ― на лавочке в объятьях Морфея приличного вида гражданин. Суббота у него явно задалась.
— По ходу прогулки нам могут встретиться «вчерашние люди», — предупреждает Мила, наш гид. — Так мы называем тех, кто еще не перешел в день сегодняшний. Их не надо пугаться, вступать с ними в полемику. Старайтесь не реагировать, если они что-то говорят, будем надеяться, что все обойдется. Иногда они просто идут за нами следом, слушают и расходятся. Это самый безобидный вариант.
Авось и небось
Изучение центральной улицы в компании неспящих начали с надземного перехода, который когда-то подвергся критике со стороны блогера Варламова. Гиды его, наоборот, похвалили. В частности, за то, что благодаря ему мы теперь можем рассмотреть украшение здания под крышей, сохранившееся с социалистических времен. Раскрытая книга, на страницах которой всего лишь два слова, зато самых дорогих сердцам советских граждан — Ленин и Сталин.
Кстати, нашему Сталину повезло, что он так далеко забрался. В городах, которые географически ближе к столице, после разоблачения культа упоминания вождя изничтожили на корню. В Хабаровске тоже убрали все скульптуры и бюсты, а на книги на здании партшколы смотрели-смотрели, да и плюнули — авось не заметят! И не стали подчищать страницы.
Далеко от Сталина не ушли. И уже новая городская тайна — под улицей Шеронова, где прежде начинался квартал самого серьезного ведомства страны, был проложен подземный ход. Соединял он жилой дом Сергея Гоглидзе, начальника управления НКВД с 1941-го по 1951-й с рабочими зданиями.
Вообще, спросонья кажется, что все в городе было связано с этим ведомством: справа гимназия, где учились дети работников, далее дом-коммуна для их семей.
— Гуляете по городу — обязательно заходите во дворики, они хранят историю, — говорят наши гиды, сворачивая с нами за здание на перекрестке улиц Волочаевской и Муравьева-Амурского. — Например, в этом доме раньше располагалась типография, по стене и форме окон видно, как наращивали этажи. С тыльной стороны обычно не так парадно все выглядит, зато можно представить, какими они были в прошлом веке.
Пересказывать дословно экскурсию не станем — сами, небось, захотите пройтись по центру со знатоками истории.
Город наш полон загадок. Например, знаете ли вы, почему под крышей одного из зданий на красной линии поселились пеликаны, а на другом из звезды вырывается поезд? Разглядеть их не так просто — высоко. Но в этом и плюс столь ранней экскурсии — никто не мешает, и солнце еще не бьет по глазам и не гонит в тень.
— Обратите внимание на особенность этого дома, — показывают гиды на пятиэтажку, стоящую на пересечении с улицей Калинина. — Видите, что в нем не так?
— Балкон всего один! — находит самый проснувшийся из нас.
Действительно, да еще и не посередине — весьма странное расположение. Оказалось, с ним связана еще одна городская легенда: архитектор изначально планировал по балкону в каждой квартире, но потом руководство их все на чертеже вычеркнуло. Вернее, не все — на этом единственном уцелевшем стоял стакан с чаем. Пятно от него спасало балкон от цензуры, и когда рабочие уже построили дом, не стали его демонтировать. Хотите верьте, а не хотите — поищите информацию сами. А лучше сходите на экскурсию по городу, они проводятся каждую неделю.