Темы номера
Инициатива о необходимости повышения стипендий до уровня МРОТ нашла поддержку среди противников подработок.
Корреспондент «Хабаровских вестей» попытался выяснить, поможет ли проект, если станет законом, повысить качество образования и конкурентоспособность страны. Участие в разговоре приняли: депутат Государственной думы РФ от Хабаровского края Борис Гладких, который тоже был студентом и от него, в частности, зависит, получит ли эта инициатива одобрение; заведующая кафедрой «Экономика и цифровые технологии» РАНХиГС Ольга Поливаева, которая каждый день видит работающих и неработающих учащихся; студентка третьего курса ТОГУ по направлению «Педагогическое образование ИЗО и технология» Марина Деникина, которая пока не трудоустроена и получает финансовую поддержку от родителей; студентка четвертого курса ТОГУ по направлению «Журналистика» Карина Алипченкова, совмещающая работу с учебой; студентка первого курса магистратуры ДВГГУ по направлению «Психология консультирования» Кристина Гречаная, получившая степень бакалавра на платной основе.
Молодежь давно в строю
Напомним, депутаты от ЛДПР и сенатор Елена Афанасьева направили в Госдуму РФ законопроект, в котором предложили установить стипендии не ниже МРОТ. Претендовать на выплату могут только студенты, аспиранты, ординаторы и ассистенты-стажеры, которые обучаются очно.
По данным исследований, опыт совмещения работы и учебы имеют 55% студентов бакалавриата и специалитета. Причем больше половины из них трудоустроились на первом-втором курсе, а треть ― еще до поступления в вуз. Среди магистрантов 84% бегали по собеседованиям, прежде чем перейти на вторую ступень высшего образования или в тот же год.
Примечательно, что среди трудящихся после (или вместо) пар больше юношей, чем девушек: 58% против 54%. В магистратуре ситуация почти не отличается — 85% и 84%.
Без мам, пап и кредитов
Большинство студентов идут работать не от хорошей жизни. Согласно пояснительной записке законопроекта, в нашей стране размер академической стипендии в вузах в 2023 году в среднем составит 1 825 руб. в месяц. Для тех, кто получает среднее профессиональное образование, ― 664 руб. Сумма социальной выплаты в высших учебных заведениях 2 379 руб., а в ссузах — 996 руб. Наряду с государственными устанавливаются стипендии президента РФ, Правительства РФ и именные, но их количество ограничено. В общем, этих денег студенту и на неделю не хватит.
― Я не работаю, но получаю повышенную стипендию отличника. Это всего 5 500 руб. Конечно, на такую сумму невозможно прожить целый месяц, ― говорит Марина Деникина. ― К счастью, меня могут содержать, и это не проблема. Мама советует наслаждаться, пока есть время. И я ее слушаюсь.
Многие студенты хотят трудоустроиться, чтобы не обременять родителей и иметь личный доход.
― Сейчас я работаю официантом. У моей семьи есть финансовые возможности обеспечивать меня всем необходимым, но я хочу закрывать свои потребности самостоятельно. Так что это мой выбор, ― поделилась Карина Алипченкова. ― У меня очень плотный график: шесть через один, но мне это нравится.
Конечно, не все полностью отказываются от материальной поддержки семьи. В этом случае мама и папа оплачивают жилье и помогают покупать продукты. А дети тратят зарплату на свои хотелки.
Часть ребят подрабатывают, чтобы набраться опыта и получить преимущество перед однокурсниками. Они учатся, как вести себя на собеседовании, приобретают навыки тайм-менеджмента, развивают дисциплину, обрастают связями. Полученные компетенции, как правило, облегчают процесс трудоустройства после выпуска. При этом студенты стараются найти работу по специальности, чтобы как можно скорее начать применять теоретические знания на практике.
С работы за парту
Как следует из пояснительной записки законопроекта, работа отнимает время от занятий, а порой заставляет каждого второго перспективного студента бросить вуз или уйти в академический отпуск, что сказывается на качестве образования.
По результатам опросов, больше половины родителей очников придерживаются той же позиции. Они убеждены, что свободное время дети должны посвящать выполнению домашней работы и личным делам. А хорошую успеваемость нужно поощрять соответствующе: выплачивать достойную стипендию, чтобы молодежь могла спокойно получать образование.
― Не могу сказать, что работа сильно влияет на мои оценки. Я хорошо учусь. Но временами бывает очень трудно, чувствуется усталость, ― отметила Карина Алипченкова. ― Приходится ради заработка жертвовать сном. Я выхожу в ночные смены, и иногда домашние задания выполняю прямо на работе. Времени на себя тоже практически не остается из-за большого объема учебной нагрузки.
Недостаток сна ― это распространенная проблема среди работающей молодежи.
― Студент не обязан трудоустраиваться, пока получает образование, но у некоторых не остается выбора. Например, если семья не может оказывать материальную помощь. Часть моих одногруппников работает. Им однозначно тяжелее учиться. Приходится тратить силы и время не только на выполнение заданий преподавателей, но и на служебные обязанности. Это сказывается и на здоровье. У многих из этих ребят недосып. А сон очень важен! ― рассказала Марина Деникина.
Совмещать трудовую и учебную деятельность ― удел сильных. Постоянный дефицит времени, многозадачность, стресс из-за чрезмерной нагрузки и переутомления. Какие уж тут пятерки, хоть бы пары не проспать! Однако преподаватели убеждены: нельзя всех ровнять под одну гребенку.
― Не могу сказать, что ребята, которые работают, учатся хуже других. Все зависит от того, какой это студент. Бывает, возникают определенные сложности. Кто-то успешно с ними справляется, а кто-то нет. Есть учащиеся, которые блестяще сочетают любой вид трудовой деятельности с учебой, потому что умеют распоряжаться собственным временем и распределять нагрузку, ― объяснила Ольга Поливаева. ― Разумеется, никакой дифференциации в вузах нет: к трудоустроенным студентам предъявляются те же требования, что и к остальным. Они должны посещать занятия, вовремя сдавать работы, присутствовать на экзаменах и зачетах. В общем, успешно осваивать учебную программу.
Платники не в счет?
Законопроект предложили с целью свести к минимуму отвлекающие от учебы факторы, чтобы повысить общий уровень успеваемости по стране и ее конкурентоспособность. Но как быть с договорниками? Родители оплачивают им образование, но не всегда имеют возможность полностью содержать. Академические выплаты этой категории студентов не положены.
― Я работала на протяжении всех четырех лет обучения на бакалавриате, потому что на карманные расходы давали не так уж и много. Выходных у меня практически не было. Где-то недосыпала, чтобы успеть отчитаться преподавателям вовремя, ― поделилась Кристина Гречаная. ― К платникам почему-то относятся так, будто они деньги не считают. Это можно понять хотя бы по тому, что мы платим за общежитие в два раза больше, чем бюджетники, хотя живем в одинаковых условиях. Кроме того, те, кто учится за счет государства, могут рассчитывать на материальную помощь от вуза. А у договорников якобы есть собственные средства, на которые они спокойно проживут все студенческие годы. Но это не так. Мы тоже вынуждены подрабатывать, потому что не хотим становиться обузой для своих родителей.
По информации, размещенной на сайтах образовательных учреждений краевой столицы, бюджетных мест в вузах гораздо меньше, чем платных. Выходит, рейтинг учебных заведений на 70―80% складывается исходя из успеваемости именно договорников, для которых дополнительных методов стимулирования не создают.
― Повышение стипендий до уровня МРОТ ― это замечательная идея, большой шаг вперед. Но делать выводы о том, как это повлияет на успеваемость, трудно. Нельзя точно сказать, что есть связь между размером выплаты и качеством освоения образовательной программы, ― добавила Ольга Поливаева.
Эту точку зрения разделяет и Борис Гладких.
― В первую очередь молодежь идет учиться, чтобы получить профессию. Размер стипендии не может влиять на степень вовлеченности в образовательный процесс, ― отметил он. ― Разумеется, это хороший стимул, чтобы получать хорошие и отличные оценки. Но увеличение академических выплат не изменит общую картину.
Борис Михайлович отметил, что Госдума разрабатывает различные меры поддержки студенческой молодежи. Есть статья затрат на содействие вузам и ссузам в организации учебного процесса. На бюджетные средства расширяют материально-техническую базу образовательных учреждений, оказывают помощь при трудоустройстве выпускников, развивают научную сферу.
― Собираясь поступать в вуз, я беспокоился о том, стану ли востребованным специалистом, а не о размере стипендии, ― поделился депутат.
Копейка к копейке
С 1 января 2023 года МРОТ проиндексирован на 6,3% и сейчас составляет 16 242 руб. Вопреки всеобщему мнению, рацион студента не ограничивается пачкой лапши, упаковкой дешевых сосисок и баночкой энергетика. Большинство ребят питаются в университетских столовых. Обед из первого, второго блюда, салата и сока обходится в 250―350 руб. Выходит, в неделю студент в среднем тратит 1 250―1 750 руб. чтобы не урчать желудком на парах во второй половине дня. При условии, что у него нет занятий по субботам. А в месяц ― 5 500―7 000 руб.
Ужин молодые люди, как правило, готовят сами. Если заглянуть в комнату любого учащегося, то на полках можно увидеть хлеб, пачку макарон, гречку и рис. Под столом ― небольшой мешок картошки. А в холодильнике яйца, сыр, вареную колбасу, куриное филе, котлеты, замороженные и свежие овощи (в основном, огурцы, помидоры и иногда салат), молоко и коробку сока. Наличие всех позиций, конечно, необязательно.
За покупками студенты ходят не чаще, чем раз в две недели. Нетрудно сосчитать стоимость их корзины, учитывая цены на наиболее популярные товары, которые мы перечислили ранее. Так, около 4 200 руб. в месяц уходит на продукты. А еще напитки и перекусы: газировка, сухарики, чипсы, сендвичи, кондитерские изделия и т.д. Тут все индивидуально, но в среднем на маленькие радости приходится выделять из бюджета пару тысяч. Иначе и жизнь не мила.
Часть студентов живут с родителями, но иногородние ребята, которых немало, переезжают в общежитие. Стоимость услуги составляет 900―3 000 руб./мес. в зависимости от вуза.
Студент тоже человек: ему надо отдыхать. Сидеть в четырех стенах и сутками корпеть над учебниками ― это верный путь к переутомлению и выгоранию. Сейчас есть множество видов развлечений и форм досуга. Но позволить себе учащиеся могут не все из них: цены кусаются. В среднем на то, чтобы повеселиться, хватает 1 000―2 000 руб. в месяц. При условии только пары таких вылазок, конечно.
Приплюсуем сюда и транспортные расходы. Как правило, общежития находятся в паре минут ходьбы от вуза, так что тратиться на проезд не приходится. Но добраться в любую точку города на своих двоих ― задача хоть и выполнимая, но трудная. Предположим, что студент пользуется общественным транспортом пару раз в неделю, чтобы встретиться с друзьями, что-нибудь купить или прогуляться по набережной. Стоимость проезда на большинстве маршрутов составляет 45 руб. Итого 720 руб. в месяц.
Нужно учесть и оплату связи. Все зависит от выбранного провайдера и оператора, но в среднем за разговоры и интернет учащийся отдает 800 руб. каждый месяц.
Как видим, хабаровскому студенту необходимо иметь на карте от 8 900 до 13 500 руб. ежемесячно. И это программа «минимум», в которую не входят другие расходы. Вроде косметологических услуг, обновления гардероба, покупок книг и прочих вещей, делающих жизнь чуточку лучше. Разумеется, при таком бюджете нет нужды крепко затягивать пояса, но от своих хотелок, к сожалению, придется отказаться.
― Для комфортной жизни в месяц мне нужно около 30 тысяч рублей. Даже если стипендии повысят до уровня МРОТ, с работы не уйду, потому что сейчас я зарабатываю намного больше, ― добавила Карина Алипченкова.
Не все упирается в деньги
Участники разговора поддерживают законодательную инициативу: от хорошей прибавки к стипендии никто не откажется. Студенты должны жить не хуже других. Но есть мнение, что на уровень успеваемости это не окажет значительного влияния. Не все упирается в деньги. Во все времена были и блестящие студенты, и те, кто в силу своих особенностей уступал одногруппникам. В вуз поступали по разным причинам: чтобы утолить жажду знаний, получить достойную профессию. И просто ради диплома: порадовать маму с папой.
Часть молодежи заинтересована в том, чтобы получить первый опыт работы еще учась в вузе, чтобы иметь преимущество при дальнейшем трудоустройстве. Необходимо разрабатывать и создавать новые актуальные меры поддержки студентов, чтобы повысить их заинтересованность в учебе.
Кроме того, учащиеся, которые сегодня трудоустроены, неохотно рассуждают о том, чтобы оставить свои места, потому что там платят больше.
Остается надеяться, что проект станет законом, и у государства хватит средств на эти цели.