Связь через века
logo

Темы номера

Связь через века

Валерия ТУЧИНА, фото Алексея СВЯТЕНЬКОГО

Последнее время все больше людей пытаются найти своих предков и воссоединить потерянные ветви семьи.

Разобраться в родовых перипетиях помогает наука генеалогия. Чтобы познакомиться с ней получше и узнать о всех тонкостях поиска, корреспондент «Хабаровских вестей» пообщался с генеалогом Алексеем Святеньким.

— Современная генеалогия развивается в Хабаровске, как и во всей стране в целом, примерно с начала 1990-х годов, когда стали открываться государственные архивы. Люди стали туда обращаться и поднимать дела, касающиеся их предков, особенно тех, кто был репрессирован или пропал без вести в годы Великой Отечественной войны, — объяснил Алексей Владимирович. — В советское время поиск своих корней не приветствовался. Многие скрывали дворянское происхождение, боялись говорить о том, что в их роду были репрессированные. И только зачастую представители старшего поколения собирали семейные фотографии, записывали информацию о родственниках, делились в дневниках воспоминаниями из жизни, чем вносили огромный вклад в сохранение своей родословной.

Окей, «Яндекс»

Но настоящий расцвет генеалогии с составлением древа и поиском родных на просторах нашей необъятной родины и за ее пределами начался относительно недавно, всего лет пять назад, с появлением в открытом доступе электронных каталогов многих государственных архивов и созданием специализированных сайтов, упрощающих людям, не имеющим исторического образования, этот исследовательский процесс.

— Например, интернет-ресурс Министерства обороны РФ «Память народа» помогает найти информацию о советских военнослужащих принимавших участие в Великой Отечественной войне, есть аналогичный проект и по солдатам и офицерам Первой мировой войны. Кроме того, эффективным инструментом для генеалогов-любителей служит система «Яндекс архив», которая распознает документы от середины XVIII до начала ХХ века. Она работает как обычный поисковик, выдает результат буквально за несколько секунд, — рассказал Алексей Святенький. — Также могу выделить информационную систему Государственного архива Хабаровского края. С точки зрения пользователей это один из самых удобных ресурсов среди дальневосточных архивов. Здесь в открытом доступе находятся различные оцифрованные документы поселений Приморской области, которые сейчас находятся в составе нашего края. Нужна только регистрация через «Госуслуги».

По словам эксперта, если человек знает, где родился его самый старший предок, то это уже 50 процентов успеха в поисках истоков родословной. А если ему известны еще и точная дата рождения и ФИО, то это существенно облегчит путь к корням.

— Но это при условии, что на протяжении нескольких поколений представители вашей семьи не меняли фамилию, — уточнил Алексей Владимирович. — Если такой факт имел место, можно обратиться в ЗАГСы. Сложнее бывает с людьми, жившими в 1920—30-е годы. Тогда многие намеренно меняли или коверкали свои фамилии по самым разным причинам. Например, у меня есть родственники с фамилией Святенко и Святенские.

Вышли из крестьян

Максимальным пределом, до которого можно обнаружить своих пра-пра-пра, на сегодняшний день являются 16—17 века. Как правило, до этого времени сохранились письменные источники, полезные для генеалогии. Более старые документы зачастую просто не «дожили» до наших дней. Кстати, большинство современных жителей России и, в частности, Хабаровска являются потомками крестьян. В случае нашего региона это были земледельцы, которые ехали на Дальний Восток за более сытой и свободной жизнью. Подобные статистические данные порождают множество интересных историй в работе генеалогов.

— Я даже разрушил несколько семейных легенд моих клиентов, — поделился Алексей Владимирович. — Многие уверены, что их бабушка — потомок какого-то графа или князя. Также среди наших сограждан популярны предания о польских корнях. Или вот еще один случай из практики: в семье одного моего клиента считали, что их род происходит из коренных москвичей с 18-го века, но недельные поиски информации показали, что все они потомки крестьян из небольшой деревни в Ярославской области. В подобных ситуациях люди долго привыкают к фактам, просят показать документы, но потом постепенно принимают реальность. Бывает и так, что во время исследования действительно удается отыскать дворянские корни. С такими материалами работать одно удовольствие, потому что по дворянам обычно много документов, процесс продвигается быстрее.

Через тернии к корням

Еще одно распространенное явление — отказ граждан общаться с дальними родственниками, которые пытаются восстановить родословную.

— Я с этим столкнулся, когда составлял собственное генеалогическое древо, — отметил эксперт. — Одни думали, что им пишет мошенник, и блокировали меня в социальных сетях, другие были уверены, что как только они признают во мне дальнего родственника, я сразу же стану претендовать на часть их наследства. Закрытость к общению — одна из проблем, которая существенно осложняет проведение генеалогических исследований. И тут опять же приходят на помощь программы, с помощью которых можно создать фамильное древо. Как правило, когда люди видят степень родства наглядно, им становится интересно участвовать в поисках общих корней.

«Затрудняют» работу генеалогов и распространенные фамилии, такие как Иванов, Петров или Смирнов.

— В этих случаях эксперты ищут информацию, опираясь на точное место рождения и точные имя и отчество, методом исключения отделяя из толпы условных Ивановых именно родственников заявителя, — объяснил Алексей Владимирович.

Для тех, кто тоже хочет узнать, откуда берет начало их род, в нашем городе есть целых два клуба, где собираются эксперты и генеалоги-любители. Это Приамурское историко-родоведческое общество на базе краевого музея имени Н.И. Гродекова и «Родоведы Хабаровского края» на базе Центральной городской детской библиотеки им. А. Гайдара. Первый проводит собрания раз в месяц, за исключением летнего сезона, а во второй можно прийти в каждое третье воскресенье месяца.

— Вступить в ряды «Родоведов Хабаровского края» может любой желающий. К нам присоединяется все больше хабаровчан от 30 до 45 лет, тем самым развеивая стереотипы о том, что генеалогия — наука для старшего поколения, — рассказал Алексей Святенький. — На мой взгляд, это оптимальный возраст, когда человек уже состоялся в жизни и профессии и теперь может заняться изучением истории своей семьи.

Сейчас количество оцифрованных документов растет, а найти информацию можно не выходя из дома. Как знать, возможно в будущем каждый хабаровчанин сможет похвастаться свои генеалогическим древом.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)