Таежный маркетинг
logo

Темы номера

Таежный маркетинг

Илья АВЕРИН

Всем хорошо известно выражение «фирма веников не вяжет». Оно означает, что компания позиционирует себя в качестве солидного игрока, который занимается серьезными вещами. Но насколько актуален подобный фразеологизм в наше время? Чем, собственно, веники хуже любого другого товара?

Хабаровские предприниматели, учредители предприятия «Таежный ЭКО продукт» Василий Кармазин и Алексей Одринский имеют на этот счет свое мнение. И основывается оно на реальной практике.

Сначала знания

ООО «ТЭП» появилось на рынке краевого центра в 2017 году. Забегая вперед, стоит сказать, что веники — не основной профиль предприятия.

— Мы сами родом из села Бичевая района им. Лазо, — рассказывает директор Василий Кармазин. — Соответственно, с самого детства имели представление о природе, о том, что она всем нам дает. И в душе всегда хотелось поддержать инициативы сельского населения. Например, заготавливать папоротник, мед. Продвинуть в массы такой продукт. Вышло так, что я попал в организацию, как раз занимающуюся подобным производством и переработкой. Там набирался опыта, а когда ушел, уже имел определенный багаж знаний. И тогда мы с Алексеем подумали: почему бы нам самим не попробовать развить нечто подобное?

Начать свое дело было решено именно с меда. В Бичевой нашелся крупный пчеловод, который согласился поставить товар, а деньги получить после реализации. Это оказалось как нельзя кстати в условиях острой нехватки финансовых ресурсов.

— Поначалу было непросто, — признается Василий Кармазин. — Обзванивали заводы, которые занимаются фасовкой, и постепенно процесс пошел. Наработали первых клиентов, реализация оказалась успешной. Затем решили расширяться. Собрали свои сбережения, взяли кредит и вложились в заготовку папоротника. В Бичевой есть заготовительный пункт, где осуществляется приемка у населения. Дальше сырье засаливается по определенной технологии, и через два месяца получается уже готовый продукт. Первый наш объем был 5 тонн. Конечно, по нынешним меркам это крохи, но на тот момент было достаточно ощутимо.

Для сравнения: сегодня объемы производства и реализации папоротника выросли в семь-восемь раз, меда — в три раза. Также в ассортименте компании грибы и брусника — это основные направления. В прошлом году также началось освоение кедрового ореха — заготовили 2,5 тонны.

Фактор прозрачности

— В свое время, еще до открытия собственной компании, был опыт заготовки дубовых веников, — продолжает Василий Кармазин. — Их сушили и поставляли, в частности, в муниципальные бани. И когда мы организовали предприятие, это направление взяли на вооружение. Почему нет? При этом использовали определенные маркетинговые ходы, придумали специальную прозрачную упаковку в виде сетки и начали поставлять в магазины. Продажи есть продажи. Вне зависимости от того, что ты реализуешь, все должно быть красиво и качественно. С этой точки зрения мы не согласны с выражением «фирма веников не вяжет» (смеется).

— Аналогичный подход применяется и к остальной линейке нашей продукции, — комментирует коммерческий директор Алексей Одринский. — Стараемся делать товар во всех смыслах прозрачно, чтобы люди видели, что они берут. То есть всевозможные наклейки и эмблемы на таре и упаковке занимают минимум места и не отвлекают покупателя от содержимого.

Компания «Таежный ЭКО продукт» является получателем поддержки от администрации города Хабаровска. В частности, предприятию выдана субсидия на компенсацию расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Стратегический план

Определенные коррективы в работу компании внес кризис 2020 года.

— У нас есть аккредитация на поставки меда в Китай, — рассказывает Алексей Одринский. — Но границы оказались закрыты, поэтому заключить контракты не удалось. И все же не оставляем задумку. Наш мед однажды уже уходил туда через Алтай, однако хотелось бы наладить прямое сотрудничество.

Примечательно, что, несмотря на определенные сложности, оборот компании в целом увеличился.

— Рост по итогам года где-то в 1,2 раза, — приводит данные Василий Кармазин. — Во-многом это произошло за счет того, что мы инвестируем в производство. К тому же в торговых сетях продажи значительно выросли. Да, падение случилось по предприятиям общепита, но это компенсировалось тем, что люди стали покупать для готовки у себя дома.   

Стратегический план предпринимателей — заняться полным циклом производства.

— У меня своя пасека, 50 пчелосемей, плюс я взял «дальневосточный гектар», где хочу выращивать ягоду: жимолость, малину, смородину и облепиху, — говорит Василий Кармазин. — На развитие понадобится года три—четыре. В итоге мы должны получить собственную сырьевую базу, что очень важно для производства. Плюс хотим подать пример. Малые населенные пункты сейчас в удручающем положении. Работы фактически нет, и новые предприятия призваны стать толчком для развития. Люди смогут вступать в нашу кооперацию, постепенно наращивать собственные объемы. Можно быть много чем недовольным, но я считаю, что каждому нужно самому задуматься, как он выстраивает свою жизнь, к чему стремится, какие цели ставит. Если люди в массе своей станут трудиться, меньше употреблять алкоголя, то их благосостояние улучшится. И в конечном итоге это приведет к тому, что регион будет развиваться.