Тайные символы лучистого черта
logo

Темы номера

Тайные символы лучистого черта

Дарья УЛАНОВА, фото из архива Центра ОПИК и открытых источников

Путеводитель по древним петроглифам на реке Кия решили выпустить хабаровчанка Евгения Ганжа и книжный магазин «Простая неформальность». Сейчас туда можно водить не только реальные, но и виртуальные экскурсии.

Одну из таких Евгения как раз провела несколько дней назад для гостей дальневосточного литературного фестиваля Билибр. Причем познакомила их не только с легендарными наскальными изображениями, но и с загадочной речкой, к которой успела прикипеть душой.

И начала, конечно, с того, что петроглифы есть не только на Амуре, как думают многие:

— Обычно мы сразу вспоминаем камни близ села Сикачи-Алян и, в общем-то, больше ничего. На самом деле ученые выделяют целую Амуро-Уссурийскую провинцию наскального искусства, и там шесть таких мест.

Кроме памятников у Сикачи-Аляна и Малышево, рисунки обнаружены у села Калиновка, ульчского стойбища Май, села Шереметьево и на реках Сукпай и Кия. Последние две группы с советских времен называют писаницами, хотя в случае со скалами на Кие это неверно. К петроглифам относятся выдолбленные изображения, а к писаницам — рисунки минеральной краской. На Кие такой всего один. Но обо всем по порядку.

Пугающая уникальность

kiinskie-pisanicy-37.jpg

До базальтовой скалы с петроглифами, кстати, добираться вплавь не нужно. Можно дойти пешком или даже доехать на машине — всего 5 км от детского центра «Созвездие» в районе им. Лазо. Май-июнь называют самым удачным временем для такого путешествия: погода прекрасная, а гадюки и полозы еще не слишком шустрые (змей там, говорят, много).

Местечко прозвали Чертовым плесом под стать ближайшим водным объектом. На этот раз именно из-за петроглифа — таинственной личины с лучами вокруг головы. Подобные маски составляют «основу» киинского наскального репертуара — археологи и правда называют так перечень рисунков. Также в «ассортименте» изображения животных и птиц, людей в лодках и неизвестные знаки.

Они датируются примерно III—I тыс. до н.э. (эпоха неолита и раннего железного века). Не такая древность, как на Сикачи-Аляне, но скала все равно уникальна. Прежде всего тем, что долгое время считалась самым изученным подобным памятником. До 2016 года. А вот потом она стала один за одним подкидывать археологам сюрпризы и сенсации.

Тигр или богиня?

4e26de332b67e805f79b81a8e7ccf3b6.jpg

— Первым киинские петроглифы обнаружил и описал в 1966 году орнитолог Всеволод Яхонтов, — рассказала Евгения Ганжа. — Затем ими заинтересовался археолог Юрий Васильев, который написал о них знаменитому Алексею Окладникову в Новосибирск. Его экспедиция подробно описала 13 наскальных рисунков, 12 из которых выдолблены каменными орудиями, а 13-й, человек в лодке, нарисован охрой.

Самый крупный — условная морда тигра. Между прочим, совсем не похожая на тех, что запечатлели на своих камнях наши древние китайские собраться.

— Стоит помнить, что неолит был временем символизма: люди не рисовали то, что видят, а хотели что-то сказать, — подчеркнула девушка. — Поэтому есть также версии, что изображение связано с культом Солнца в виде фантастического змея-дракона или Великой богини неба (на это указывает двойной контур, «ореол» вокруг личины).

А более подробное изучение того самого «черта» с лучами вокруг головы наших современников потрясло. В отличие от других петроглифов овал оказался идеально симметричным, а лучи — ровными и сходящимися в одной точке. Ученые начали подозревать, что у древних жителей Приамурья уже в то время были некие измерительные приборы…

Самые ранние петроглифы Сикачи-Аляна относятся к осиповской культуре (XII–IX тыс. до н. э.). Предположительно, изображенные на них дикие лошади водились в Приамурье только в ледниковый период. Встречается там и мамонт.
Нащупать лося

99d62eb29282a151969c412ef36fc5d4.jpg

В 2016-м появился совместный проект краевого центра ОПИК, Центра палеоискусства ИА РАН и лаборатории RSSDA по созданию реестра и 3D-моделей дальневосточных петроглифов. Начались совсем уж удивительные вещи.

 В том же году ученая Екатерина Дэвлет задокументировала еще одну ранее неизвестную личину сердцевидной формы. А в 2020-м под занавес одной из экспедиций археологи ОПИК Евгений Черников… нащупал на скале большого лося — в буквальном смысле, поскольку увидеть его глазами было трудно. К петроглифу применили современные методики визуализации и выяснили, что животное изобразили в так называемом «рентгеновском стиле», когда внутри контура отчетливо проступают скелет и внутренности — такое творчество уже знакомо нам по Сикачи-Аляну. Лось, кстати, тогда символизировал устройство Вселенной и любовь между мужчиной и женщиной.

В 2021-м Евгений нашел еще две неизученные маски, а к декабрю 2022-го в список добавились кабан и слабо различимые силуэты птичек.

Кроме того, специалисты провели раскопки в основании киинской скалы: подняли наверх три керамических сосуда эпохи неолита, шесть — раннего железного века и целую россыпь расколотых каменных орудий. Именно ими, судя по всему, древние приамурцы наносили петроглифы, а потом специально раскалывали для соблюдения ритуала.

Три страшных «В»

84d042d54ad7454f62d8fa13bdddbe3b.jpg

При этом артефакты нашли сразу под двумя участками скалы, на одном из которых были рисунки, а вот на втором — нет. Это сподвигло Евгения Черникова и его коллегу вернуться к камню со специальным оборудованием. Оно различило то, что недоступно глазу и пальцам — еще два очень древних контура.

По одной из версий это части личин. По другой...

— Официального названия нет, а потому для нас это загогулины, — улыбнулась Евгения Ганжа. — Но очевидно, что они, во-первых, не похожи на остальные киинские петроглифы, а во-вторых, очень напоминают рисунки на керамике вохнесеновской эпохи — знаменитые личины великой прародительницы, хозяйки земли и неба. Только вот от Кии до места тех раскопок 300 километров…

Вот так самый изученный памятник наскального искусства превратился в самый интригующий. Но специалисты и неравнодушные люди боятся, что дальнейшим открытиям, да и самому существованию священного места помешают три страшных «В»: ветер, вода и вандализм. Еще Всеволод Яхонтов писал, как выковыривал из петроглифов кусочки ружейной дроби. Затем ученые жаловались, что особо одаренные туристы пририсовали к старому изображению человека рога, хвост и нечто совсем уж неприличное. Ну а последние надписи Евгений Черников обнаружил уже нынешней весной: их нацарапали прямо поверх бесценных тысячелетних шедевров.

Поэтому сейчас археологи инициируют создание серьезного охранного знака, а энтузиасты продвигают виртуальные туры к петроглифам с помощью сайта aurockart.ru (6+). Большинство петроглифов уже оцифровано, а 3D-модели настолько качественные, что с их помощью разглядеть сокровища получится гораздо лучше, чем в реальности.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)