Темы номера
«По итогам 2020 года мы не просто сумели сохранить объемы продаж, но даже выросли примерно на 15 процентов» — генеральный директор хабаровского рыбоперерабатывающего предприятия «Иня» Анна Кривченко о том, как пандемия отразилась на компании и отрасли в целом.
В настоящее время «Иня» выпускает более сотни наименований продукции. Традиционно наибольший объем приходится на кету в различных вариациях: соленая, копченая, с различными вариантами расфасовки и разделки. Также спросом пользуются изделия из сельди, нерки, кижуча и т.д. Серьезное преимущество компании — собственные промысловые мощности, что позволяет снизить зависимость от сторонних поставщиков. Ведь именно качественное сырье по адекватной закупочной цене — основа абсолютно любого перерабатывающего предприятия.
— По итогам года наши продажи выросли примерно на 15 процентов, — рассказывает Анна Кривченко. — Причем речь идет именно об объемах поставляемой продукции, а не о повышении цены, за счет которой можно увеличить оборот. Здесь нужно соблюдать баланс: с одной стороны, держать цену на таком уровне, чтобы не работать в минус, с другой — учитывать возможности покупателя, который не будет приобретать слишком дорогой товар. Что касается повышенного спроса, то я связываю его с тем, что люди в 2020 году были вынуждены оставаться дома. Выехать куда-либо возможности не было, а потому все готовили у себя на кухне.
Это значит, что деньги, которые раньше хабаровчане тратили за пределами родного региона, теперь остаются в экономике края. Такой вот положительный (конечно, если такое слово вообще применимо к периоду пандемии) эффект. И, как оказалось, не единственный
Дефицитный холод
По словам Анны Кривченко, рыбоперерабатывающая отрасль сейчас находится на грани глобальных перемен. И вот почему. Дело в том, что из-за ограничений со стороны некоторых государств, прежде всего Китая, рыба, которая раньше шла на зарубежный рынок, теперь остается внутри страны. И отечественные мощности оказались не готовы к освоению таких объемов.
— Например, в прошлом году только в Хабаровском крае установлены квоты на вылов 147 тысяч тонн минтая, — комментирует Анна Михайловна. — И проблема в том, что добывающие предприятия сами его не перерабатывают, а замораживают в блоках и отправляют в тот же Китай, Южную Корею и т.д. Но сейчас все это хлынет на внутренний рынок. Уже сейчас оптовая цена минтая упала со 120 руб. до 50 руб.
Выяснилось, что хранить такой объем рыбы у нас попросту негде: остро не хватает подходящих складов. Причем это касается не только Хабаровского края, но всего Дальнего Востока. Такой вот парадокс.
— Поэтому мы сейчас начинаем строить новые холодильные мощности, рассчитанные на 3 тысячи тонн, — продолжает Анна Кривченко. — Планируем завершить эту работу в течение четырех-пяти месяцев. Имеющийся склад рассчитан на 1 тысячу тонн. Параллельно в течение полугода намерены установить новую линию по производству филе. Ведь если раньше его на основе российского же сырья производил Китай, а потом экспортировал в разные страны, в том числе и нашу, то теперь мы должны заняться этим самостоятельно.
Вот вам и еще один эффект пандемийных ограничений. Идти по пути наименьшего сопротивления, поставляя за рубеж необработанное сырье, отныне не получится. Придется заниматься переработкой, а значит, добавленная стоимость сформируется у нас — это обязательное условие для развития экономики. Другое дело, что мы к такому резкому переходу оказались не готовы. Что ж, придется перестраиваться.
Уже не экспорт
В условиях кризиса компании «Иня» удалось полностью сохранить штат сотрудников. Сегодня здесь трудятся около 70 человек. Расширяется и линейка товаров.
— Мы начали выпускать новый вид продукции — так называемую угольную рыбу, или черную треску, которая добывается в Баренцевом море, — приводит пример Анна Кривченко. — Раньше, до пандемии, она почти вся уходила на экспорт: Южная Корея, США, Канада, Япония. Теперь же все пошло на внутренний рынок. Также стали делать макрурус горячего копчения. Сложный в исполнении продукт, потому что из него выходит очень много влаги, но наши технологи справились. Еще одно новшество — рыбные колбаски из кеты и трески, как оказалось, тоже очень востребованы.
На подложку:
— Продукция рыбоперерабатывающего комплекса артели «Иня» хорошо зарекомендовала себя на потребительском рынке города, — отметил начальник отдела пищевой промышленности и продовольственных ресурсов администрации Олег Фомин. — Предприятие регулярно становится победителем городского конкурса «Хабаровская марка» в номинации «Продовольственные товары», а это показатель стабильно высокого качества. Компания не просто сохраняет позиции, но и активно развивается, модернизирует мощности, что важно для отрасли и экономики города в целом.