Трамваи бывают разные
logo

Темы номера

Трамваи бывают разные

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Знаете ли вы, что в Хабаровске есть вагон, который выходит из парка только ночью?

IMG_2288.JPG

Старенький трамвай — один из первенцев городского парка электротранспорта значится в реестре под номером 5. Он прибыл в краевой центр в 1956-м, и до сих пор в строю. Правда, пассажиров ему уже не доверяют, как раньше, но и его миссию нельзя назвать пустяковой. Как только уходит спать последний трамвай, на рельсы встает «пятый». Его задача — служить верой и правдой энергослужбе ГЭТа.

В юбилейный для хабаровских трамваев 2016 год ему едва не выпало почетное звание единственного на Дальнем Востоке вагона-музея. Задумку воплотить не удалось, на память о ней «пятому» достались украшенные ретрофотографиями бока. Прибавьте к этому яркую подсветку, как у грузовиков в рекламе кока-колы. Говорят, те, кто встречал ночью этот трамвай, долго не могли потом его забыть.

Праздник по вызову

В парке муниципального предприятия ГЭТ помимо пассажирских вагонов 12 единиц с приставкой «спец». Часть из них перешла в техники с «гражданки». Так списанный четырехдверный КТМ, работавший десятилетиями на пятерке, теперь трудится на сварке рельсов.

Есть трамваи сезонные. Они покидают парк только по зиме. «Вихревые» выходят, когда падает легкий пушистый снег, и сдувают его с путей. «Щеточный» вычищает все до земли, у него своя особенность — водитель работает стоя. Сидения конструкция не предусматривает. Агрегату давно пора присвоить статус «ретро» — ему за шестьдесять.

Около сорока вагонов ежедневно отправляются на маршруты. Кстати, помните, одно время по городу проскакивал «трамвай-праздник», который можно было заказать для проведения мероприятий? Теперь и он трудится наравне со своими непраздничными товарищами, и даже внешне ничем от них не отличается.

— Мы можем любой трамвай по заявке оформить, поставить в салон музыкальную установку и катать клиентов, — говорит Валерий Зайнулин, начальник службы подвижного состава МУП ГЭТ. — Зачем хорошему вагону простаивать в депо в ожидании заказа?

Штучный товар

IMG_2303.JPG

В Хабаровске пассажиров возят трамваи нескольких моделей. Самые старые — РВЗ. Вагоны, выпущенные еще на Рижском вагоностроительном заводе. В стране всего четыре города, где они еще работают на линии, и наш в их числе.

— РВЗ осталось 15 вагонов, но очень древних, — рассказывает Валерий Алиевич. — От них надо избавляться, конечно. Найти на них детали уже невозможно. Их практически нигде нет. Только представьте — процент старения у наших РВЗ 237,92 Уже третий срок доезжают уже! Полная амортизация у таких вагонов в 16 лет, а нашим от 37 до 43 лет. Думаю, им продлил жизнь проведенный когда-то капитально-восстановительный ремонт на КнААПО.

Долгожителей от электротранспорта очень любят рекламщики. Не только потому что они милы, ценят их еще и за гладкие бока, на которые хорошо крепятся баннеры.

Помоложе трехдверные КТМ-605 — им от 28 до 33 лет.

IMG_2296.JPG

А трамвай марки КТМ-608 остался всего один! Вагон с бортовым номером 696 работает на пятом маршруте.

— У КТМ-608 самая неудачная конструкция, — объясняет Валерий Зайнулин. — Во-первых, он громоздкий. Все время ломается. В вагоне холодно зимой, пассажиры постоянно на это жалуются. Тепло мгновенно выдувается, потому что производитель установил в вагоне четыре двери.

КТМ-608 — трамвай уникальный. Правда, в его случае характеристика без знака «плюс». Это единственный трамвай, который с конвейера сходил всего пять лет. С производства его сняли из-за нареканий транспортников.

Зеленые, рыжие и золотые

На 150-летие Хабаровска город приобрел большую партию вагонов ЛМ. Проблемы с ними начались, когда выяснилось: тележки не предусматривают преодоление холмов. Питерцы же делали! Сейчас завод закрылся, и запчасти стали дефицитом.

Самые «зеленые» хабаровские вагоны — они же «рыжие». Так их прозвали за ярко-оранжевые бока. Их в городе 16 единиц возрастом от двух до восьми лет. В эксплуатации хороши, в ремонте тоже: технику достаточно подключиться к пульту управления, и программа сама будет вычислять ошибку.

Самыми молодыми, скорей всего, «рыжим» оставаться еще долго. Стоимость вагонов подскочила, и из последних предложений — трамвай от завода «Уралтрансмаш» со скидкой за 22 млн руб.! Прибавьте к этому стоимость доставки, и получится просто вагон из чистого золота!

Кстати

В трамваях РВЗ изначально конструкция предусматривала в хвосте дверь для приема носилок с ранеными — наследие опыта Великой Отечественной войны, когда трамваи использовались в качестве санитарного транспорта.

 РВЗ был единственным видом советского трамвайного подвижного состава, чья эмблема RVR была написана латинскими буквами. Иногда это вводило в заблуждение туристов, считавших РВЗ-6 импортными трамваями.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)