Темы номера
К сожалению, режим самоизоляции все еще не позволяет нам свободно гулять по любимым городским местам. Что делать? Рассматривать фотографии, а еще постараться узнать о них что-нибудь необычное: даже у самых привычных достопримечательностей может быть любопытная подоплека.
Так вышло (не специально), что легендарными в нашем городе считаются сразу три дома подряд. И расположены они, конечно, на самой главной улице.
Бюст, которого как бы не было
Дом НКВД 1939 года постройки (ул. Муравьева-Амурского, 11) известен прежде всего своей водонапорной башней, которую встроили прямо в угол здания. Но не только. Снаружи на этом же угловом объеме красуется небольшая белая ниша. Сейчас она пуста, но раньше, говорят, ее занимал бюст Иосифа Сталина. Или нет.
Историки абсолютно согласны в одном: скульптура вождя однозначно должна была там стоять. Таков был замысел. А вот дальше мнения расходятся. По версии краеведа Анатолия Жукова, величественный грузинский профиль там так никогда и не появился. Но блогер Дмитрий Коростелев со ссылкой на свидетельства старожилов утверждает, что вождь все же взирал на свой народ из ниши примерно лет 17, вплоть до ХХ съезда КПСС, развенчавшего культ личности.
В любом случае на старом черно-белом снимке, который датирован концом 1950-х, никакого бюста на доме нет и в помине. Так что как минимум полвека эта ниша существует вообще без какой-либо «начинки».
Незачеркнутый балкон
С точки зрения архитектуры пятиэтажный дом по ул. Муравьева-Амурского, 15 (1961 г.) не особо примечателен. Однако есть у него удивительная особенность: на ровном фасаде, выходящем на главную городскую улицу, неудобно торчит один-единственный балкон, да еще и расположенный не по центру, а чуть сбоку — ад для перфекциониста.
Версий о его появлении тоже несколько, но больше всего прижилась самая забавная. Согласно ей, в проекте здания на его лицевой стороне было предусмотрено гораздо больше балконов. Но тогдашнему председателю крайкома партии (исходя из года постройки, это мог быть либо Борис Дерюгин, либо Федор Котов) такое решение не понравилось. Мол, незачем развешивать прозаическое людское исподнее прямо на красной линии. И чиновник властной рукой перечеркнул их. Но почему-то не все: один пропустил — видимо, отвлекся. А строители, привыкшие четко выполнять указания, решили зачеркнутому верить. И сделали точно как было нарисовано.
Художественная щель
Многоэтажка с магазином «Алмаз» (ул. Муравьева-Амурского, 13), возведенная в 1965-м, находится как раз между двух наших предыдущих «героев». Наверху дома, где самые большие окна, располагаются мастерские Союза художников. Именно здесь писал многие свои знаменитые полотна Алексей Федотов. Он-то и подарил зданию историю.
Говорят, маститый живописец проводил за станком много времени, и результаты его труда были масштабными не только по замыслу, но и по размеру. Чтобы вытаскивать огромные картины не разбирая, Алексей Матвеевич удалил часть остекления, устроив в окне длинную щель. Как это работало технически, учитывая высоту дома, науке до сих пор неизвестно. Но примета осталась: именно окно с вертикальной полосой ведет в бывшую студию Федотова.
А какие легенды знаете вы? Давайте делиться — пусть интересных историй о городе будет больше.
Продолжение читайте в следующих номерах «Хабаровских вестей»