Три шедевральных секрета
logo

Темы номера

Три шедевральных секрета

Дарья УЛАНОВА

Режим самоизоляции подходит к концу. Бледные и настороженные, мы аккуратно начнем приближаться к любимым культурным местам. Нам нужны новые маленькие чудеса.

Например, в Дальневосточном художественном музее их может вплести в свой рассказ экскурсовод, а может по секрету поведать смотрительница-энтузиастка или вообще ближайший посетитель, рассматривающий шедевры вместе с вами. И это, в общем-то, здорово.

Откуда свет?

айвазовский1.jpg

Сейчас «Морской вид» Ивана Айвазовского занимает почетное место в залах русского искусства, но еще в 2017-м он встречал гостей прямо возле лестницы на третьем этаже. Тогда-то нам и раскрыли его тайну.

— Задержитесь тут чуть-чуть, сейчас будет волшебство! — лукаво улыбнулась смотрительница.

И выключила лампы.

Посетители замерли: пенистые волны на картине светились сами по себе, хотя вообще-то она изображает море в пасмурный день, во время шторма.

Это удивительное свойство живописи художника отмечали даже маститые коллеги. Крамской писал Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных* лавок».

А вот сам маринист, говорят, никакой загадки из своей знаменитой волны не делал и с удовольствием демонстрировал ученикам технику лессировки, накладывая друг на друга тончайшие слои краски. Часто он делал это на первом этапе работы, используя белый грунт холста как светящуюся подкладку, и получал нужный эффект.

Но была у него еще одна необычная особенность.

— Художник никогда не писал с натуры на пленэре, — рассказал научный сотрудник ДВХМ Андрей Киселев. — Он мог часами сидеть на берегу и запоминать детали, однако создавал полотна только в мастерской.

Ну вот. А кажется, родную стихию он не покидал вообще…

Главное — ноги

репин.jpg

Второй секрет связан с именем другого великого живописца — Ильи Репина. Портрет председателя Азовско-Донского коммерческого банка в Петербурге А.Б. Нентцеля его кисти — одно из хабаровских сокровищ, о нем много и подробно рассказывают на экскурсиях.

— Вы же знаете, в чем фокус произведения? — спросила как-то знакомая нашу компанию любителей искусства.

— Конечно, — с готовностью отозвались мы. — Тут все дело в глазах. С какой стороны ни посмотри на портрет, кажется, что взгляд героя все время обращен на нас. Он живой, не статичный — в этом и есть мастерство автора.

— Да про глаза и так всем известно! — вдруг рассмеялась она. — Вы на ботинки его посмотрите. А теперь походите вокруг картины.

Мы посмотрели. Походили. И сильно удивились. Оказалось, угол между сверкающими носами аристократичной обуви постоянно меняется в зависимости от ракурса. И создается ощущение, что величественный банкир… то и дело шевелит ногами. Вот это называется передать жизнь!

Уж не знаем, кто рассказал нашей знакомой про эту изюминку, — она призналась, что и сама не помнит. Зато теперь при визите в ДВХМ ноги почтенного председателя с репинского полотна нас интересуют не меньше, чем лицо.

Как нет лодочки?

лодочка1.JPG

Ну а если заглянуть в коридорный зал музея, полный скульптур и античных барельефов, то можно вообще увидеть экспонат… которого никогда не существовало. Честное слово.

— Здесь у нас находятся слепки и рельефы, которые прибыли в Хабаровск в рамках просветительской программы по музеефикации СССР, которую проводил скульптор и архитектор Исидор Золотаревский, — объяснила завсектором зарубежного искусства ДВХМ Алена Фролова. — Он мечтал, что в каждом городе страны будет музей слепков, а в итоге разорился. Но у нас остались экспонаты, сделанные по образцам из Эрмитажа и Кунсткамеры.

Среди этих музейных предметов есть египетская статуэтка — четыре человеческие фигуры в лодке. И все бы хорошо, только вот в собрании Эрмитажа, откуда она поступила, подобной и близко нет. Ее долго искали, но так и не нашли.

— Мы были в растерянности: как так, нет нашей лодочки? — продолжила Алена Анатольевна. — И только после определенной совместной работы удалось выяснить, что это постиж — предмет, составленный из разных оригиналов.

То есть автор слепка был человеком настолько находчивым, что решил совместить в своем творении сразу несколько экспонатов. И таким образом, можно сказать, оказал заметное влияние на историю древнего мира.

Вот поэтому, кажется, по-настоящему любопытные люди ходят в музей по пять, десять и сколько угодно раз. Они-то знают: открытия обязательно будут.

* Москательный товар — устаревшее название бытовой химии.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)