Темы номера
Судя по жалобам населения, торговый бизнес сам напросился на новый, более жесткий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). Из проекта документа видно: недобросовестных предпринимателей и жуликоватых работников прилавка, действующих по принципу три «о» (обман, обвес, обсчет), ждут непростые времена.
Ближе к кассе — товар дороже
За ряд грубых нарушений со стороны продавцов в действующем законе нет штрафов. Покупателю указана дорога в суд, а ему оно надо? Как правило, обиженные быстро остывают и Фемиду не беспокоят, а недобросовестные продавцы продолжают «играть в три «о» «обман, считает глава Союза потребителей Петр Шелищ.
Масштабы проблемы по стране зашкаливают. По данным судебного департамента при Верховном суде России, в прошлом году в гражданском процессе рассмотрено 245 тысяч споров в сфере защиты прав потребителей. 198 тысяч удовлетворено. С недобросовестных продавцов взыскали 30,8 млрд руб. Эксперты предполагают, что с принятием нового кодекса хлопот судам прибавится.
По замыслам разработчиков проекта защита потребителей, то есть всех нас, покупателей, усиливается в разы. Грозой для нарушителей в торговле станет отдельно предусмотренная глава «Административные правонарушения, посягающие на права потребителей». Попадать под нее авторы проекта не советуют, недобросовестным игрокам не поздоровится. Магазин, у которого не найдется сдачи с крупной купюры, очень даже пожалеет об этом. К примеру, штрафы: продавцу — 30 тыс. руб., торговой точке — 300 тысяч.
Участники обсуждения проекта двумя руками за ужесточение административных правонарушений. Нередко встречаются продавцы, у которых хамства на порядок больше, чем профессионализма. Вот картинка. Молодой продавец небольшого супермаркета предлагает фирменный пакет и втюхивает в него из корзины сетку картофеля, пакет кефира без целлофана и другие продукты. Дома встряхиваешь с них землю, попавшую вместе с картофелем. Вот такой сервис. Оплошность, которую не захотел исправить продавец, глядишь, и потянет на штраф в 30 тыс. руб.
Подобное происходит потому, что в действующем законодательстве не так много статей, которые можно применить к продавцу-нарушителю. Где это видано: цена товара может вырасти за те несколько минут, что покупатель идет к кассе. Думается, внимания контрольных органов заслуживает подобная практика. Насколько манипуляция с ценниками соответствует закону?
Драконовские санкции
Закон о защите прав потребителей звучит как гроза всему беспределу, а на самом деле мы беззащитны. Новый КоАП должен в корне поменять ситуацию. К примеру, продавцу за отказ принять обратно товар без уважительных причин светит штраф до 30 тыс. руб.
По закону покупатель может вернуть не подошедший по каким-либо причинам товар, купленный в магазине, в течение 14 дней, в интернете — 7 дней. Меняй товар или верни деньги. Продавец отказывается. Административной ответственности за это сегодня нет, признается Роспотребнадзор. Что делать — уповать на милость продавца или выслушивать его придуманные причины? Порой он может договориться до того, что покупатель сам виноват.
Теперь подход будет другим. К примеру, навязываешь ненужный клиенту товар — максимальный размер штрафа может достигнуть 300 тыс. руб. Санкции в проекте драконовские. Но и по старому КоАП работать проблематично. Дублирование различных его статей нередко приводит к произволу или коррупции в применении.
«Инноватор» лезет в карман
Старые как мир, три «о» процветают, так сказать, на «инновационной» основе. К примеру, есть на улице Волочаевской помещение, в котором периодически открывались разные продуктовые магазины и буквально за считаные месяцы закрывались. Беда одна и та же: каждый новый персонал копировал пороки предыдущего.
Знакомый засек под рукой кассира лист бумаги с кодами определенных продуктов и догадался, как срабатывает ловкость женских рук. Пока вы выкладываете товар у кассы, дама незаметно проводит сканером по листку. Поздравляем, вас надули, прибавив стоимость продуктов, которых вы не собирались покупать. Если вы продвинуты в технике, милое создание тут же сопрет на компьютер. И не надо меня убеждать, говорит знакомый, что штраф 30—50 тыс. руб. продавцу и 300 — магазину запредельный. Ничего подобного. За пределом понимания то, что вытворяют ловкачи. Иначе ничего не изменим. Еще круче должно быть наказание за обсчет и обвес, если вам подсунули продукты, место которым на свалке.
Да, негодными продуктами нас уже «закормили». По экспертным подсчетам ряда организаций, ежегодно от пищевых отравлений в стране страдают до 40 миллионов человек. Рынок кишит фальсификатом. За рубеж такие продукты не выпустят, а внутри страны остановить этот криминальный оборот Россельхознадзор не в силах.
По отзывам специалистов, в современных супермаркетах способов обмана даже больше, чем на рынке. Людей побуждают набирать как можно больше товаров, в метровых кассовых лентах легче скрыть завышенные цены или выбить один и тот же товар несколько раз. Вышел из магазина — уже ничего не докажешь.
Каков прогноз экспертов? Аналитик консалтинговой компании «Магазин магазинов» Ярослава Шилова считает, что 65 процентов всех сетей страны могут закрыть в среднем по 15 торговых точек. Не собираются этого делать лишь 18 процентов ритейлеров. До уровня марта 2020 года потребительский спрос восстановится к 2022 году. Это означает, что нам нужно вернуть прежний уровень занятости, считает проректор Финансового университета Александр Сафонов. Предстоит обеспечить рабочими местами 2—3 миллиона человек.
Потребительский спрос и оборот розницы — один из основных драйверов экономики. Если в этой сфере заштормило — жди проблем. В этом мы уже убедились. Порядок в такой отрасли должен быть безупречным.
Кстати
Федеральная антимонопольная служба героически сдерживала стремление некоторых бизнесменов нагреть руки на пандемии. Задрать цены не получилось. ФАС была достаточно вооружена информацией таможни еще с самой границы. Неслучайно опыт хабаровской службы стали применять по всей стране.
И все-таки, если хабаровчане за год закупают в рознице товаров примерно на 200—210 млрд руб., интересно, сколько от этого «пирога» прилипло к рукам недобросовестных продавцов и компаний. Некоторые аналитики называют 26—30 процентов.