Темы номера
В утренней «Триаде» тихо. Шторы на окнах еще не отдернуты, и из сумрака выступают лирические пейзажи на стенах — в театре явно проходит очередная выставка местного художника.
За стойкой в фойе двое мужчин.
— Как мне увидеть Михаила Васюкова? Я на интервью.
Они поднимают головы и улыбаются:
— А вы пройдите в зрительный зал и найдите там самого красивого человека.
Юмор получается оценить почти сразу: Михаил в зале один. Осветитель, с которым он сейчас работает, надежно скрыт в будке.
— …Потом мне нужен будет полный свет с синим горизонтом.
― На романтической теме?
— Да, именно на ней!
Сцена заливается цветными волнами от прожекторов.
Приключение с игрушками
Впереди показ нового спектакля «J.K.J» (12+) по повести «Трое в лодке, не считая собаки» — первой полноразмерной режиссерской работы Михаила в родных стенах, где он служит артистом уже больше 10 лет.
Материал долго выбирали вместе с художественным руководителем «Триады» Вадимом Гогольковым. Причем Михаил говорит, что не помнит, от кого в принципе исходила инициатива попробовать новую ипостась — от него самого или Вадима Сергеевича:
— Это произошло как-то само собой, стало естественным развитием творческого процесса. Первые попытки я делал еще восемь лет назад, когда создал свою студию и стал работать с обычными людьми, затем Вадим Сергеевич взял меня в свою преподавательскую команду педагогом по актерскому мастерству. Мы ставили спектакли со студентами, а он присматривался, можно ли доверить мне такую работу. Потом я еще долго носил ему разную литературу — например, «Человека и сверхчеловека» Бернарда Шоу, «Оглянись во гневе» Джона Осборна и даже собственную пьесу «Перед рассветом», наивную, про семью (ну а про что еще писать?). Все это было успешно отвергнуто. А вот на Джероме К. Джероме мы наконец остановились.
Молодой режиссер утверждает, что немалую роль здесь сыграл позитив, изначально заложенный в повести.
— Да, для нас это было важно, — подтверждает он. — Хотелось не драмы, а легких, светлых, чистых эмоций. «Трое в лодке» — это прежде всего приключение, игра. На сцене мы все так и решаем. Заметили деревянную лодку, человечков, бутафорские здания Лондона? У нас даже есть специальный персонаж, который видит мир через призму игры.
Правду дамой не испортишь
Инсценировку Михаил Васюков, кстати, писал сам — не зря набивал руку. Тоже долго — около года.
— Это процесс, который не терпит спешки. Нужно все дописать, ничего не забыть, потом отстраниться, выдохнуть — и снова погрузиться в процесс… Я написал где-то шесть —восемь вариантов, прежде чем выбрать окончательный.
В итоге к троим в лодке добавился не только персонаж с игрушками — там появилась новая сюжетная линия.
— Но она нисколько не портит действие! — смеется режиссер. — К тому же взята из жизни самого автора. Я ввел в сюжет его жену. Ведь как появилась повесть? Молодые супруги вернулись из свадебного путешествия, где катались как раз на лодке, Джером Клапка Джером очень вдохновился и решил написать историю про трех друзей — тоже, кстати, невыдуманную. Вымышленный персонаж здесь вообще только один — пес Монморанси (собаку писатель завел позже). Поэтому в спектакле его никто не играет, есть только портрет.
К слову, о том, кто кого играет. Михаил объясняет, что никакого кастинга или проб не было:
— Уже на этапе написания инсценировки я видел, кто есть кто. Я же с ребятами столько лет и на сцене, и за ней, знаю, что они могут, у кого какая энергетика, какой актерский багаж. И все сразу согласились, никаких споров не было.
В постановке заняты Павел Данилкин, Юрий Шарымов, Вадим Гончаров и Олеся Маркина. Авторскую музыку написал Дмитрий Голланд, художником стал Сергей Ким.
Мы разговариваем накануне Дня работника культуры, а премьеру назначили точно на Международный день театра, 27 марта. Мой собеседник уверяет, что случайно.
— Честно, — улыбается он. — На самом деле мы поставили дату месяца три назад, учитывая, что обстоятельства могут измениться, премьера перенесется. Вы же знаете, как это порой бывает. И, представляете, не перенеслась!
Что, конечно, только радует. Возможно, история без драмы, где все герои — взрослые дети, нет особенного вывода, к которому тебя старательно ведут, а есть послевкусие тепла, улыбки и уюта — это как раз то, что нам всем сейчас нужно.
А посмотреть ее можно еще и по «Пушкинской карте».