Тройка, шестерка. Где туз?
logo

Темы номера

Тройка, шестерка. Где туз?

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Почему закрываются трамвайные маршруты и какой катастрофой может обернуться не сделанный вовремя ремонт путей, рассказали депутатам городской думы Хабаровска. Рабочая группа парламентариев побывала в МУП «ГЭТ».

Экскурсия растянулась на шесть часов — столько понадобилось, чтобы посетить цеха предприятия, расположенные в разных районах города.

Взять да убрать

Первый пункт в плане поездки — подстанция в районе улицы Лазо. Она как может обеспечивает работу самого убыточного трамвайного маршрута — шестерки. А может она, как выяснилось, немногое.

Когда-то шестерка пользовалась популярностью, но сейчас данные мониторинга неутешительны — в день маршрут перевозит до пятидесяти человек. И приносит около 9 млн руб. убытков предприятию.   

Трамвайщики уверяют: убери шестерку хоть завтра, никто и не заметит. А если и спохватятся, то легко найдут альтернативу. На разных участках пути ее дублируют автобусные маршруты.

— В основном на шестерке едут от 19-й школы до железнодорожного вокзала, дальше — до улицы Лазо — следуют лишь единицы, — рассказывает депутатам директор МУП «ГЭТ» Ольга Костинская. — В связи с низким пассажиропотоком были сокращены рейсы. Сейчас она ходит в утренние и вечерние часы пик. При этом маршрут очень затратный. Требуются средства на содержание пути и тяговой подстанции.

Есть вариант — признать маршрут социально важным и выделять на него денежное содержание. Но это накладно, и проще шестерку оставить строчкой в истории хабаровского трамвая. Как уже произошло несколько лет назад с тройкой, некогда бегавшей от «Химфармзавода» на Пятую площадку.

Маслом не испортишь?

Подстанция шестерки находится в аварийном состоянии, и трамвайщики с ужасом ждут весны. Чтобы попасть внутрь, приходится поклониться и откинуть полог, служащий каким-никаким заслоном от колючего ветра. Внутри помещения холод, темно и гудит ток.

— Уже около пяти лет без обслуживающего персонала станцию содержим, — рассказывает Валерий Черната, начальник энергослужбы МУП «ГЭТ». — Это плохо, но людей здесь нельзя оставлять — нет условий. По технике безопасности из-за аварийного состояния подстанция не может потянуть больше трех вагонов на линии. Добавь хоть один — и они не смогут передвигаться. В свое время были уложены рельсы на совмещенное полотно, и есть опасность, что контактный провод упадет на машины, на землю, произойдет короткое замыкание, а станция его не воспримет. И мы не сумеем быстро аварию устранить — здесь нет работников. Пока мы доедем от первого депо, много времени пройдет. Оборудование свое тоже отработало, оно технически исправно, но срок эксплуатации уже давно истек. Вот выключателю, например, 30 лет.

— Сколько надо средств на ремонт станции? — спрашивают депутаты.

— Примерно 60 млн руб. на здание, — перечисляет транспортник. — Путь 30 лет без ремонта. Если взять участок от вокзала до Лазо — это 4,3 км, на него еще 60 млн руб. надо. Вот и подумайте, есть ли смысл оставлять этот маршрут.

Но даже не деньги, которых, собственно, и нет, тревожат трамвайщиков. Старое здание подстанции «загуляло». Что бы ни делали — фундамент ведет.

— А внутри около 2 тонн масла, — пугает Валерий Черната. — Боимся весны, что поведет здание, и масло выльется. Это и окружающей среде вред, и дома жилые рядом с подстанцией. Могут пострадать люди.

Сняли пробу

— Это же сколько автобусов на 120 млн можно купить, — прикидывают думцы. — Или лучше электробус… И пустить вместо шестерки.

— Только не электробус, — единодушны транспортники, в прошлом году имевшие счастье тестировать чудо отечественной техники с приставкой «электро». — Дорогое удовольствие. И стоит больше автобуса газового, а уж сколько кушает! Полдня ездил, полдня на зарядке стоял. И это, учтите, он в теплое время года у нас был, а зимой у него какой аппетит может разыграться!

Судьба шестерки решена, и экскурсия продолжается. Прокатились до депо-2 в Северном, взглянули на покрытую снегами ставшую чужой землю. Внутрь визитеров не пустили — частная территория. В бывшем трамвайном парке построят в будущем еще один «Леруа Мерлен».

Оттуда проехали в троллейбусный парк, прошлись по цехам, где ремонтируют рогатых и выкупленные у ХПАТП НефАЗы. Помимо маршрутов электротранспорта у ГЭТа есть и автобусные: единичка, 29-й и 28-й. Можно охватить больше направлений, да нет машин — те, что были в аренде у ХПАТП, пустил с молотка конкурсный управляющий, чтобы погасить долги перед главным кредитором — налоговой.

Депутатов провели и по трамвайному депо, продемонстрировали технику, цеха и наконец рассадили за столом у директора.

— Надеюсь, вы посмотрели все, что хотели, — говорит Ольга Костинская. — Наше предприятие родом из Советского Союза, и сохранило лучшую модель советского строя: на 100 процентов соблюдаем Трудовой кодекс, практически нет жалоб от сотрудников. Две-три проверки в год у нас по выделенным бюджетным деньгам. Ежегодный оплачиваемый отпуск, дополнительные дни, кому положено, компенсация за молоко. Обеспечиваем моющими средствами, спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Режим труда и отдыха соблюдается. Сегодня 12 водителей в очереди стоят — это хороший показатель.

Огласите весь список

Помимо положительных моментов затронули и проблемные.

Самый главный — непонимание с налоговой. 36 млн руб. требуется сейчас, чтобы заплатить за четвертый квартал. Огромная работа была проделана мэром и администрацией, чтобы имущество ГЭТа признали социально-важным и его не смогли продать по частям. Сегодня предприятие наконец выходит в безубыточную работу, но его по-прежнему душат налоги. За 2019 год 160 млн заплатили, в 2018-м — 220 млн руб. налогов.

— У нас серьезная проблема из-за автомобилистов, — говорит Татьяна Филиппова, руководитель службы эксплуатации МУП «ГЭТ». — Ежедневно происходят задержки из-за того, что машины не пропускают вагоны на улице Шеронова. Мы теряем по 20-25 минут в часы пик. Люди опаздывают на работу, пересаживаются с трамвая на автобусы, мы просим автомобилистов не выстраиваться на путях, но пока ситуация не меняется.

Снова подорожала электроэнергия, растут затраты, и себестоимость одной поездки на трамвае уже составляет 34 руб. При этом краевой комитет по ценам и тарифам позволил электротранспортникам поднять цену за проезд всего на 1 руб. Но что могут сегодняшние 26 руб. против 34?

Стареет парк, на 15 имеющихся в наличии вагонов РВЗ уже не отыщешь деталей по всей стране — такой марки просто не осталось в других городах. Просили у Москвы трамваи, обещали рассмотреть возможность, но пока не получили от них ответа. Обратились в Комсомольск-на-Амуре с предложением продать два вагона ЛМ-99 и снегоочистители. Но и тут нет конкретики, даже примерную цену не назвали.

Городские депутаты пообещали обсудить вопрос помощи электротранспортникам с краевыми думцами и обратиться к сенатору, чтобы решить проблему с налоговой.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)