Трудности дорожного ремонта
logo

Темы номера

Трудности дорожного ремонта

Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора

Свои обязательства по контрактам перед городом МУП «Дорремстрой» выполнило еще в сентябре.

Казалось бы, результаты прошедшего сезона неплохие, но директор Константин Андриенко считает: довольствоваться достигнутыми результатами не стоит, нужно стремиться к лучшему.

Контракт диктует правила

В этом году оказалось всего четыре подрядчика, которые выиграли аукционы по тем или иным дорогам. «Дорремстрой» сумел обойти основных конкурентов и получить больше всех заказов не только по ямочному ремонту, но и по федеральному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

— Действительно, мы победили по контрактам на 178 млн и 189 млн руб., — говорит Константин Андреевич. — Но нам пришлось разделить их с МУП «Дорожник». На тот момент, когда проводились торги, у наших коллег просто не оказалось средств, чтобы стать их участником. Не бросать же товарищей в беде. И большую часть контракта на 189 млн руб. отдали «Дорожнику». Свои обязательства друг перед другом мы выполнили. Кроме того, отработали 12 улиц краевого центра, на которых обновили дорожное покрытие.

Самые дорогостоящие работы выполнены на Амурском бульваре от дома № 1 до переулка Ленинградского (55,3 млн руб.), улицах Волочаевской от Слободской до Серышева (45,2 млн руб.), Суворова от Краснореченской до Ворошилова (22,1 млн руб.), Калинина от переулка Конечного до Уссурийского бульвара (20,1 млн руб.).

Дорога на пять лет

Переходящим объектом с прошлого года для «Дорремстроя» оказалась улица Запарина от Советской до Брестской. Ее включили в план потому, что терпение жителей близлежащих микрорайонов окончательно лопнуло, и они буквально забросали администрацию города жалобами на отсутствие проезда по этой улице.

— Мы там полностью заменили конструкцию дорожной одежды, — объясняет Константин Андреевич. — Дорогу сделали в тех границах, в которых она существовала и ранее. Но подняли значительно, потому что профиль оказался извилистым, а еще сети и колодцы возвышались над проезжей частью. Это не понравилось жителям четырех частных домов, расположенных на склоне улицы. Но мы проблему с ними решили, сделав к каждому подворью индивидуальный заезд.

Однако остались еще два вопроса, которые не учли при проектировании. На противоположной стороне от частного сектора находится высоковольтная линия. По-хорошему ее следовало бы убрать, и тогда автомагистраль прошла бы намного прямее, а так дорожникам пришлось обходить каждую опору.

Но самая большая проблема — это аварийный участок теплотрассы, проходящий под дорогой. Из-за него реконструкцию раньше и не начинали, так как ДГК из года в год переносила сроки ремонта. Но его все же там запланировали на 2024 год. Тогда дорогу раскопают, чтобы реконструировать теплотрассу, хотя можно было сделать это все одновременно, а еще лучше заранее.

Вот вам и гарантии

Кстати, на все отремонтированные дороги существует пятилетняя гарантия. Если в течение этого времени происходит разрушение проезжей части, то предприятие восстанавливает проблемный участок за свой счет.

— К сожалению, многие люди не понимают, что такое гарантия, — убежден Константин Андреевич. — А ведь она должна возлагаться на весь комплекс работ. Но мы, как правило, основание не трогаем, просто снимаем старое покрытие и вместо него укладываем новый асфальт. Большинство дорог строилось еще в советские времена, когда нагрузка на проезжую часть была совершенно иной. И никто не проверял, какая там уложена дорожная одежда. Чаще всего она состоит из сланца или глины, а не из песка и щебня, как положено.

Так и есть, далеко за примерами ходить не надо. Возьмите улицу Муравьева-Амурского. Когда с нее срезали асфальтобетон, под ним оказалась булыжная мостовая. Да, она хороша, но ведь ее ширина всего 8 м, а дальше непонятно что.

— По большому счету, конструкцию дорожной одежды мы не меняли, кроме верхнего слоя, и не усиливали, — продолжает директор предприятия. — А правильно ли это? В нынешнем году мы даже не поменяли ни одного бордюра, а ведь многие уже разбиты, из них торчит арматура, с тротуаров нет пешеходных спусков. Мы точечно срезали и заменили асфальт. Считаю это неправильным. Если делать — то основательно и надолго. Тогда можно с нас спрашивать и по гарантийным обязательствам. А не так, что деньги освоили и отчитались за них. Нам смету дают, а в ней столько недочетов. К примеру, в этом сезоне не учли подъем колодцев практически на всех улицах. Ну как ремонтировать дорогу, а колодцы оставлять старые, торчащие над проезжей частью? Мы за свой счет сделали все так, как нужно. Повторяю, за свой счет, это наши личные убытки. Тяжело. Но выхода другого нет. Я не могу дорогу ремонтировать частями.

Когда рассеется туман

Завершив в сентябре основной план, МУП «Дорремстрой» надеялось, что в октябре вплотную займется улицей Краснореченской. Работы на ней приостановлены еще в мае. Но проект так и не вернулся с госэкспертизы.

— Никто не знает, когда же его, наконец, утвердят, — замечает Константин Андреевич. — В этом году в границах улиц Богачева и Прогрессивной мы положили на 90 процентов нижний слой асфальтобетона, но не завершили работы на правой стороне дороги, где нужно выносить сети. Это связь, канализация, водопровод, теплотрасса, там нужно также строить ливневку. Сроки сдачи этой улицы продлены до октября следующего года. Но проектных решений до сих пор нет. Хотелось бы поскорее взяться за нее, чтобы завершить реконструкцию.

В конце прошлой недели хорошая новость о том, что на финальный этап улицы Краснореченской выделено из федерального бюджета более 40 млн руб., разлетелась по всем СМИ. Осталось только дождаться нового проекта и весной приступить к работам.

Особенности ценообразования

Пока на предприятии подсчитывают доходы и расходы. На покупку новой техники денег нет. А ведь еще два года назад здесь купили на собственные средства асфальтоукладчик, в прошлом году — два катка. Сегодня обновить автопарк не получится. И хотя большая часть машин морально устарела, но вполне еще на ходу. Зимой всю технику обследуют и подготовят к следующему сезону.

— Хотелось бы новую фрезу, но она стоит около 18 млн руб., — озвучивает свои пожелания Константин Андреевич. — И от парочки самосвалов на базе «Исудзу» не отказались бы. На асфальтозаводе необходимо модернизировать две установки, это по минимуму еще до 15 млн руб. Предлагают в лизинг технику, но за это ведь тоже платить надо, причем деньги немаленькие. Наше ценообразование пока еще несовершенно. Пример такой. В нынешнем году стоимость битума нам рассчитали по 28 тыс. руб. за тонну. На самом деле платили за него от 34 тыс. до 36 тыс. руб. Разница опять-таки за наш счет. А участие в аукционах? Снижение стоимости контракта ведь никто не отменял, крутись, как хочешь. Вот и крутимся.

Добавить к этому можно покупку материалов, дизтоплива, электроэнергии, цены на которые постоянно растут. О какой прибыли можно вести речь? Строительный бизнес сейчас не приносит таких доходов, как десять лет назад. Тем, кто уходит от налогов и платит зарплату в конвертах, проще. Но «Дорремстрой» — предприятие муниципальное, где все прозрачно и честно.

Один механизатор на три машины

Как ни странно звучит, но в Хабаровске сегодня сложилась такая ситуация, что работать на грейдере, бульдозере, асфальтоукладчике и катке практически некому. Вот и Константин Андреевич соглашается с этим.

— У нас на три бульдозера один бульдозерист, — приводит пример он. — Было такое мощное предприятие — «Дальспецстрой», в нем трудилось до пяти тысяч человек. Где те специалисты? Не скрою, работа на спецтехнике тяжелая, грязная, зачастую неблагодарная, выходим и в жару и в холод, а нас еще и ругают за это: пробки создали, не там асфальт положили. А пробовал кто-нибудь из таких умников поработать в тридцатиградусную жару с асфальтом, температура у которого до 150 градусов? А мы работаем. Проще быть недовольным и выкладывать в Сеть свои претензии, при этом ни за что не отвечать.

В этом году на предприятие пришли на практику шесть студентов автодорожного техникума, и ни один не написал заявление о приеме на работу по специальности! Каждый из них как механизатор еще ничего из себя не представляет, но хочет, чтобы в машине был и кондиционер, и компьютер, а зарплата не менее 80 тыс. руб. С одной стороны, есть к чему стремиться, и хорошо, что запросы есть, но сначала это все надо заслужить.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)