Темы номера
Хабаровск стал первым городом в России, решившим создать муниципальное агентство стратегического планирования (АНО «МАСП»). Для чего нужна эта структура, какие задачи она призвана решить и сколько ресурсов для этого потребуется? Попробуем разобраться.
Итак, для начала немного о самом стратегическом планировании. Дело в том, что формирование стратегии развития — не просто прихоть местных властей, а необходимость, закрепленная Федеральным законом № 172-ФЗ. Он так и звучит: «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Этот документ является основополагающим, и разработчики не могут выходить за его рамки.
Изъяны модели
Практика показывает, что создание стратегии — это сложная, комплексная задача с огромным числом переменных. Здесь требуются серьезные экспертные, аналитические, информационные ресурсы. Администрация Хабаровска трижды, начиная с 2006 года (раз в шесть лет), разрабатывала стратегии, привлекая сторонние консалтинговые организации на основе конкурса. Так делают большинство других городов. Но оказалось, что такой подход имеет несколько весьма существенных минусов.
Начнем с самой системы выстраивания подобных взаимоотношений. Здесь можно выделить три ключевых группы: администрация города, подрядная организация, общественность. Местные власти делают заказ, разработчик его выполняет, население проявляет заинтересованность в практическом результате. Но когда подрядчик уходит, выполнив свою работу, цепочка рвется. Иными словами, власть не может уже оперативно реагировать на новые условия, ожидания и экономические потребности, которые требуют корректировки документа.
Правильный курс
К примеру, миссия ныне действующей в Хабаровске стратегии сейчас неактуальна. Ведь изначально город позиционировался как «административно-политический центр российского Дальнего Востока». Однако в 2018 году произошел перенос административного центра во Владивосток, и теперь нужна новая миссия. Кроме того, две из пяти главных целей муниципального развития сейчас не согласуются с целями региональной стратегии. А по закону должно быть стопроцентное соответствие.
При создании эффективной модели стоит вспомнить известного ученого, Нобелевского лауреата по экономике Василия Леонтьева, который говорил: «Когда я объясняю студентам, как функционирует экономика страны, сравниваю ее с яхтой в море. Чтобы дела шли хорошо, нужен ветер — это заинтересованность. Руль — государственное регулирование».
И задача состоит в том, чтобы заинтересованность и регулирование находились в связке. Этого можно добиться как раз благодаря созданию структуры, которая не уйдет после выполнения заказа, а будет работать на постоянной основе под контролем администрации. Такая роль и отводится муниципальному агентству стратегического планирования.
Цена и ценность
Отсюда вытекает логичный вопрос: не станет ли это дороже, чем привлекать сторонние организации? Оказывается, нет.
— Современный рынок консалтинговых услуг сформирован так, что компании знают себе цену, — объясняет начальник управления экономического развития администрации г. Хабаровска Александр Анисимов. — По прогнозу, в 2022—2023 годах сформируется лавинообразный спрос на их услуги, ведь наступает очередной шестилетний цикл корректировок стратегий. Цена для средних и крупных городов будет начинаться от 25 млн руб. А для Хабаровска эта сумма, по предварительным расчетам, и вовсе может увеличиться до 40 млн руб., учитывая 72 вопроса местного значения, требующих дополнительной проработки.
Именно столько в 2023 году бюджет краевого центра гипотетически должен будет выделить на разработку стратегии социально-экономического развития. А сколько потребуется на содержание муниципального агентства?
— Цена вопроса в течение трех лет — 27,3 млн руб., то есть в среднем меньше 10 млн руб. в год, — продолжает Александр Сергеевич. — В финансовом обосновании проекта нет никаких излишеств в виде служебных автомобилей, представительских расходов и прочего. Все по минимуму. В штате три постоянных сотрудника, остальные привлекаются по мере необходимости. При этом затраты не лягут дополнительным бременем на бюджет города. Планируется перераспределение средств, а значит, расходная часть останется прежней.
Финансирование агентства будет осуществляться в виде субсидий. Основанием для признания работы эффективной станет оценка по ключевым показателям. Их перечень разрабатывается в настоящий момент.
Расходы на содержание муниципального агентства стратегического планирования на период с 2022 по 2024 год составит 27,3 млн руб., или в среднем менее 10 млн руб. в год. При этом затраты не лягут дополнительным бременем на бюджет города. Планируется перераспределение средств, а значит, расходная часть останется прежней.
Местная специфика
Но есть еще и очевидный нефинансовый эффект. Дело в том, что при разработке стратегии силами муниципалитета появляется возможность на системной основе привлекать к работе лучших экспертов и ученых города, которые хорошо знают местную специфику. Тогда получится обеспечить правильную оценку результатов, а при необходимости оперативно корректировать те или иные решения.
Все это крайне сложно сделать в случае со сторонними консалтинговыми организациями.
— Они нередко из других регионов, а потому слабо погружены в нашу специфику, — объясняет Александр Анисимов. — В таких случаях применяется шаблонный подход. Представьте, на выходе документ, в котором 250 страниц, и разобраться в них может только специалист. Это достаточно сложно презентовать жителям, бизнесу, инвесторам. Плюс ко всему из-за невозможности оперативных корректировок стратегия признается неэффективной.
Новые формы
26 января депутаты Хабаровской городской думы одобрили создание муниципального агентства стратегического планирования. После этой новости в администрацию стали поступать отзывы со стороны научного сообщества.
Вот такое обращение, к примеру, пришло от кандидата экономических наук, доцента Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Сергея Веролайнена: «В одной из последних рассылок узнал, что в Хабаровске создают муниципальное агентство стратегического планирования. Оно поможет консолидировать усилия городского сообщества, региональных властей и межмуниципальных организаций в работе по развитию местного самоуправления, поиску новых, более эффективных форм взаимодействия на всех уровнях. Мы здесь тоже несколько лет назад помышляли об этом, а вы сделали».
В настоящее время разрабатывается устав автономной некоммерческой организации. Затем последует регистрация в Минюсте. Сделать это по закону необходимо в течение трех месяцев — до 26 апреля. Полноценную работу муниципальное агентство стратегического планирования сможет начать с 2022 года.