Темы номера
А вы знали, что крест был важным символом еще в каменном веке? И что в христианстве на нем изображали далеко не только Христа? В музее истории Хабаровска теперь не только рассказывают уникальные вещи, но и дают подержать в руках тысячелетние экспонаты.
Прямо в передней части выставочного зала — большущий экран: слушать лекцию посреди витрин с древними бусами, старинным оружием и античными статуэтками — одно удовольствие. А в дальнем углу — стол, на который и взглянуть-то поначалу страшно, столько на нем сокровищ без всякого защитного стекла. На белой бумаге аккуратно разложены кресты и крестики: массивные и совсем крошечные, еще блестящие и уже сильно потертые временем, с эмалью и плетеными узорами — десятка четыре, не меньше!
Но цикл не зря называется «История на ладони»: зрители в предвкушении, ведь после «теоретической части» все обязательно дадут разглядеть и потрогать.
— Для иллюстраций в презентации использованы в основном те экспонаты, которые есть у нас в коллекции и которые вы можете сегодня увидеть, — говорит директор музея Сергей Меховщиков.
Лекцию он ведет лично и, говорят, как никто умеет увлечь историей. Что, между прочим, чистая правда.
Бревна и крылья
На экране появляются… рисунки инструментов для добывания огня.
— Крест имеет очень долгую историю, — начинает Сергей Геннадьевич. — Восходит ли она к верхнему палеолиту? Скорее всего, да, хотя это пока гипотетически. Но вот в неолите крест уже точно использовался как символ. И у его происхождения есть две основные версии.
Первая прямо перед нами на слайде: древняя огневая пила — это по сути две палки, расположенные крест-накрест.
— В древности человек сакрализировал простые вещи: природу вокруг себя, бытовые предметы, — продолжает лектор. — И большинство ученых-историков считают, что крест произошел либо от инструментария, с помощью которого добывали огонь, либо просто от скрещенных бревен в костре. Семантика тут однозначна: огонь и солнце. Хотя у этого варианта есть противники.
Другая версия напрямую связана с крыльями.
— Есть точка зрения, что крест появился от наблюдения за перелетными стаями, — объясняет Сергей Меховщиков. — То есть это изображение летящей птицы, символизирующее душу и бессмертие.
Действительно, древние скульптуры гусей возрастом 24 тысячи лет, найденные на стоянке Мальта в Сибири, очень напоминают крестики. Дальше символ шел сквозь народы и века и трансформировался: вот знаменитый трехтысячелетний Помосский идол с Кипра — женщина с раскинутыми руками и крестом на шее (который на самом деле не крест, а такая же женщина, но поменьше). Вот стела царя Шамши-Адада V из Ассирии (IX век до н. э.), где у правителя на шее точно крест, но приближенный к кругу — как символ неба. А вот «Храм лиственного креста» индейцев майя, который связан уже с древом жизни. Такое богатство значений!
— А когда благодаря апостолу Павлу христианство стало отдельной религией, крест утвердился в его символике не сразу, — интригует Сергей Геннадьевич.
Откуда божественный свет?
Сначала священными считались другие вещи, например рыба и колесо. Потом в IV веке на римских монетах появились так называемые хризмы, или христограммы — перекрещенные первые буквы имени Христа. К примеру, на монете Элии Флациллы изображена крылатая языческая богиня победы Виктория, которая выводит на щите крестообразный символ.
— Интересно, что это изображение сохранилось до византийской эпохи, но там фигура крылатого человека ассоциировалась уже с ангелом, — добавляет директор музея.
В итоге самыми популярными стали две формы креста: равносторонний греческий, который использовался на заре христианства, и удлиненный латинский с вытянутой вертикальной планкой.
— В чем смысл равностороннего креста? Это два равнозначных понятия — «свет» и «жизнь», и тот самый божественный свет исходит из средокрестья, которое символизирует самого Иисуса Христа, — раскрывает символику лектор. — Если говорить о латинском варианте, то здесь другое построение композиции: навершие символизирует вознесение, а нижняя часть — победу над смертью.
Что же касается распятия, то точная форма орудия казни до сих пор не известна. Вполне возможно, оно вообще походило на букву Т. Впрочем, это не помешало Голгофскому кресту стать самым распространенным православным символом.
А крест-то женский!
Этот привычный нам лаконичный крест с лучами и надписями — на самом деле поздний вариант XVII века, утвержденный после раскола Русской церкви. А до этого какие только изображения не встречались на крестах!
— Прежде всего, было два основных вида: в домонгольские времена кресты делились на нательные, которые носились под одеждой, и энколпионы — крупные нагрудные кресты с емкостью, в которую можно поместить святыню, — объясняет Сергей Геннадьевич. — Затем энколпионы преобразовались в наперсные кресты, уже без емкостей. Они носились на одежде и отличались от нательных не только размерами, но и двусторонним изображением, причем равнозначным.
На энколпионах изображали распятого Христа, Иоанна Богослова либо Деву Марию, а также первых русских святых —Бориса и Глеба. На лицевой стороне наперсных крестов также изображали распятие, а на обратной стороне — Деву Марию, святых, ветхозаветного пророка Илью и других. Есть в музее и очень редкий образец — с шестикрылым серафимом. Разглядеть его, правда, можно уже с трудом.
Так что гостям приходится использовать воображение, когда им выдают лупу и предлагают посмотреть на него вблизи. Впрочем, самым популярным оказывается не этот экземпляр, а другой — с голубой эмалью и завитушками.
— Это старообрядческий крест, — комментирует Сергей Меховщиков. — Они делились на мужские и женские. Мужские всегдла были строгими, а вот женские отличались пышной формой. Недавно встретил на улице горожанина с подобным: он явно купил его, не зная об этих особенностях.
Напоследок есть у него и удивительная история:
— На одном из аукционов я нашел вот этот деформированный экземпляр и почему-то купил, а ведь даже не хотел! Но когда он приехал, мы решили сравнить повреждения с мушкетной пулей, которая у нас была. Совпало в точности! Видимо, этот крест спас кому-то жизнь…
Следующая лекция из серии пройдет 23 августа в 11.00 и будет посвящена оберегам. Такое лучше не пропускать.