У гармонии свой путь
logo

Темы номера

У гармонии свой путь

Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Я иду по тропинке между соснами к набережной стадиона им. Ленина и встречаю знакомого редактора модного журнала. «Я к Юлии Киселевой. Вы тоже?» — с улыбкой спрашивает она.

У пешеходного фонтана слышатся легкие гитарные аккорды. Выступление проходит прямо здесь, на лужайке. Кроме нас тут весьма разношерстная публика: молодые мамы с колясками, пенсионеры, стайка девчонок, видимо, студенток. Они расположились на пледах и слушают, как Юлия поет:

― Это осень, мой друг, это клюв журавля, это звук сотрясаемых в яблоке зерен…

Легендарная, пусть и в узких кругах любителей авторской песни, композиция братьев Мищуков на стихи Юнны Мориц. Такие аутентичные бардовские вещи в ее репертуаре легко переплетаются с «Весной» группы «Пятница», «Попутчицей» Вячеслава Малежика и собственным творчеством.

Мы на «набережнике» ― концерте на открытом воздухе. Есть еще «теплые квартирники» ― встречи на камерных площадках, и совместные проекты вроде вечеров в музее «Мир говорящих машин». Юлия Киселева ― музыкант и композитор, которая решила встроить авторскую песню в современный культурный ландшафт Хабаровска и не сдается.

Когда главное ― слышать

― Я не хабаровчанка, но дальневосточница, камчадалка, ― рассказывает она. ― Мама перебралась в Хабаровск уже на пенсии, и я поехала за ней.

Музыка появилась в ее жизни еще в детстве ― Юлия училась играть на скрипке, а когда начала ходить в турпоходы, взяла в руки гитару. Хотя любовь к бардовскому движению у нее не столько от ночных костров, сколько от родителей.

― У нас были пластинки Булата Окуджавы и Вероники Долиной, родители больше любили слушать, но сами тоже пели. Так что это, можно сказать, генетическое, остальное пришло само. Притом я выучила только простые аккорды, а дальше просто подбираю сама по слуху. Теперь сочиняю музыку и думаю: да я же не знаю половину аккордов из тех, что играю!

Первая песня родилась гораздо позже, когда Юлии исполнилось 30 лет.

― Считаю, это уже очень зрелый возраст. Но такая была ситуация грустная: мы расставались с подругой детства. Я открыла сборник Долиной на первой попавшейся странице, и это было ровно то, что мы чувствовали. Я уезжаю, а интернета и мобильников еще нет, для связи нужно ходить на переговорный пункт… Песня появилась очень быстро.

Душа сказала: «Уходи»

С тех пор она написала еще 30 или 40 ― так же, на слух. Никаких сложностей, по ее словам, это у нее не вызывает:

― Просто слышу гармонию и знаю, куда она должна идти.

Стихи для новых композиций она выбирает практически по такому же принципу.

― Не могу сказать, что разбираюсь в поэзии, но чувствую, когда материал хороший. И ничего не ищу специально, меня должно зацепить. Иногда читаю и слушаю то, что советуют люди, вкусу которых доверяю. Раньше я не думала о том, что нужно делать акцент на дальневосточных авторах. Но теперь, когда еду на фестиваль за границу, хочется показать им нас, Дальний Восток. И что-то интересное привезти оттуда. Это, наверное, такая просветительская миссия.

Новый этап в ее жизни начался несколько лет назад, когда она оставила прибыльную работу риелтора и решила полностью посвятить жизнь творчеству.

― Получала я, конечно, в разы больше, чем сейчас, ― признается музыкант. ― Но однажды мне стало тошно ходить на работу. Я поняла: если продолжу заниматься тем, что не лежит к душе, могу просто заболеть. И уволилась. Как раз тогда меня пригласили в Сиэтл и Портленд. Вернулась в тот день, когда весь мир закрылся из-за пандемии.

Веди нас, творчество

Киселева 1.jpg

Она не стала сидеть сложа руки: изучала «Инстаграм» и другие способы продвижения. А летом вышла с инструментом на улицу. Надо было как-то зарабатывать.

― Но просто стоять с гитарой и петь ради денег было как-то… ― Юлия старательно подбирает слово: ― …стремно. Как на паперти. К тому же я больше общественный деятель. А тут еще прилетела подруга с Урала и спросила, что у нас в городе можно посетить, кроме музеев, театров и филармонии. Тут-то я и осела…

Так придумался «Путеводитель по душевностям Хабаровска». Изучение независимых творческих площадок города привело к грустному выводу: все они маленькие, не имеют поддержки и просто-напросто выживают.

― Поняла, что нам надо как-то объединяться, сотрудничать, делать коллаборации, продвигать друг друга. Потому что, например, 10 тысяч подписчиков у «Артсерватории» ― это все-таки мало. У любого ведущего свадеб примерно в два раза больше. Поэтому в путеводитель я включила тех, кто не просто существует, но и готов жить этим, вкладываться в свое развитие и активно включаться в совместные проекты. Тогда мы создадим свою аудиторию, которая точно будет знать, куда повести подругу, прилетевшую из другого региона.

Путеводитель можно найти на сайте putevoditelkhv.ru. Его уже поддержало краевое министерство культуры. Хочется, чтобы поддержали и мы.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)